События 6 марта в истории Ярославской области:

1896 год

День рождения врача-эпидемиолога, главного врача Ярославской детской инфекционной больницы Анатолия Сергеевича Полетаева (1896-1970)

Родился 22 февраля 1896 г. в с. Введенском Ярославского уезда в семье священника. После окончания медицинского факультета Ростовского университета работал в 1925-1928 гг. врачом в Даниловском уезде, в 1928-1931 гг. врачом-эпидемиологом в Ярославском уезде. В 1931 г. поступил на должность ординатора в Ярославскую городскую инфекционную больницу. С 1934 по 1941 г. - главный врач этой больницы и заведующий детским отделением. В годы Великой Отечественной войны возглавлял эвакогоспиталь (1941-1946), затем с 1946 по 1965 г. руководил детской инфекционной больницей. Одновременно занимался со студентами Ярославского медицинского института, вел научную работу. В 1959 г. защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата медицинских наук. Много работал в областном обществе инфекционистов, избирался депутатом районного и городского советов народных депутатов. Награжден орденом Красной звезды и двумя медалями "За боевые заслуги". В 1944 г. присвоено звание Заслуженного врача РСФСР. Умер 27 июля 1970 г. в Ярославле, похоронен на Леонтьевском кладбище.

Кузнецов Ю. Признательность врачу-инфекционисту // Здоровье. 1996. Спец. вып. (апр.)

Ярославичи. М., 2008. Т. 2. С. 277.

Дата обновления: 24.01.19.

1913 год

День открытия железнодорожного моста через Волгу в Ярославле

Ярославский мост стал первым железнодорожным мостом на Волге, он связал север России с Москвой. До его строительства десятки тысяч тонн грузов, перевозившихся по железной дороге Москва–Архангельск, переправлялись на баржах или санях через реку и перегружались на гужевой транспорт (в центральной части города – на трамвай), который доставлял грузы к железнодорожной станции. При этом весенний ледоход и осенний ледостав примерно на два месяца в году вообще прерывали сообщение. Проект моста был выполнен под руководством инженера путей сообщения Станислава Ипполитовича Ольшевского, работы вели подрядчики – варшавский завод "Братья Рон" и акционерное "Общество Путиловских заводов". Подготовительные работы начались летом 1910 г., сборка первого пролёта велась с 25 июля 1911 г. Всё строительство планировалось закончить к октябрю 1912 г., но работы затянулись из-за аварии: 28 июля 1912 г. налетевшая буря сбросила в воду второй большой пролёт моста от правого берега. Видимо, в процессе сборки его не успели как следует закрепить. Один конец конструкции остался стоять на быке, а другой оказался в воде. Упавший пролёт моста пришлось разбирать и сооружать его заново. 18-20 февраля 1913 г. мост был самым придирчивым образом освидетельствован и испытан, после чего члены экспертной комиссии подтвердили, что прочность конструкции достаточна для эксплуатации моста. Мост через Волгу был сооружён под один железнодорожный путь, приспособлен для пешеходного сообщения и состоял из пяти речных пролётов по 145,6 м и двух береговых пролётов по 26,2 м. Общая длина его составляла около 800 м, общий вес – 376 тысяч пудов. На строительство израсходовали 3,5 млн рублей. 21 февраля 1913 г., в день 300-летия царствования Дома Романовых, мост и соединительная линия были открыты для пассажирского и грузового движения. Торжественный пуск состоялся в присутствии губернатора Дмитрия Николаевича Татищева, вице-губернатора Владимира Павловича Кисловского, других гражданских и духовных лиц. Речь произнёс протодиакон Пётр Лукич Ракобольский. Мост был освящён архиепископом ярославским и ростовским Тихоном (Василий Иванович Белавин, впоследствии – патриарх Московский и всея Руси). Затем машинист Александр Васильевич Романычев провёл по мосту с левого берега украшенный флагами поезд с пассажирскими вагонами, в которых желавшие проехали к станции Ярославль-город. Во время следования поезда священник Дмитрий Давыдовский, находясь на локомотиве, кропил мост святой водой. 31 мая 1913 г. ярославскому железнодорожному мосту через Волгу было присвоено наименование "Мост императора Николая II" (неофициальное название – Императорский). В 1970-1972 гг. ярославским "Мостотрядом № 6" был построен второй железнодорожный путь моста с трапециевидными фермами (в отличие от ажурных полукруглых пролетов постройки 1913 г.). Ледорезная часть опор была разобрана, опоры наращены, и на них установлены пролётные строения второго пути моста. В декабре 1972 г. он был сдан в эксплуатацию. Первый поезд по новой части моста провёл Александр Александрович Романычев – сын машиниста 1913 г. В 2003-2005 гг. реконструкцию моста также проводила ярославская территориальная фирма "Мостотряд-6". Пять старых пролётных строений 1913 г. были заменены на современные металлические конструкции. Осенью 2005 г. реконструкция была завершена. От исторического железнодорожного моста через Волгу чудом сохранился фрагмент в форме Андреевского креста. В октябре 2011 г. заместитель председателя областной Думы Евгений Заяшников преподнёс этот фрагмент, помещённый в киот, в дар ярославскому Кирилло-Афанасьевскому монастырю.

Чукарев А. Ярославский железнодорожный // Волга. 1982. № 5. С. 148-152.

Ваганова И. Всё, что есть, когда-то началось // Золотое кольцо. 1992. 4 марта.

Чукарев А. Чудо русской инженерии // Городские новости. 1996. 25‑31 января. С. 7.

Мосты // Ярославль в старых открытках и фотографиях. М., 1998. С. 334-345.

Марасанова В. М., Федюк Г. П. Ярославские губернаторы, 1777‑1917. Ярославль, 1998. С. 360-364.

Марасанова В. М. 90 лет железнодорожному мосту через реку Волгу // Ярославский календарь на 2003 год. Ярославль, 2003. С. 28-30.

Мосты наша гордость и сила : к 60-летию ЯТФ "Мостотряд-6". Рыбинск, 2007. С. 53-57, 81-85.

Финогенов В. "Императорский мост" // Летопись Северной магистрали: из века XIX в век XXI. Ярославль, 2008. С. 118-127.

Финогенов В. В Императорском отразилась эпоха... // Ярославская неделя. 2008. 21 мая. С. 6.

Арбатова П. В дар монастырю, в дар Ярославлю // Северный край. 2011. 11 октября.

Дата обновления: 24.01.19.

1921 год

День рождения архиепископа Ярославского и Ростовского Михея, в миру Александра Александровича Хархарова (1921-2005)

Родился 6 марта 1921 г. в Петрограде в религиозной семье. Участник Великой Отечественной войны, награжден медалями "За отвагу", "За оборону Ленинграда", "За взятие Берлина". В 1947 г. принял монашеский постриг с именем Михей. Окончил Московскую духовную семинарию. В Ярославской области с 1969 г. Служил настоятелем сельских церквей в Рыбинском и Ярославском районах, Воскресенского собора в Тутаеве, Федоровского кафедрального собора в Ярославле (1982-1989). 17декабря 1993 г. рукоположен в епископа, а 25 февраля 1995 г. в архиепископа Ярославской епархии, которую возглавлял до 7 октября 2002 г. За время служения Владыки восстановлено несколько монастырей, открыто около 500 храмов, собраны материалы для канонизации 82 ярославских священнослужителей и мирян, пострадавших в годы гонений. Епархия стала активно сотрудничать с государственными учреждениями и воинскими частями. Награжден орденами Русской православной церкви, в т. ч. Святого Равноапостольного князя Владимира I степени, а также российским орденом Почета. Почетный гражданин города Ярославля. Умер 22 октября 2005 г., похоронен рядом с Федоровским собором в Ярославле.

[Владыка Михей] // Северный край. 1998. 6 марта : фот.

Ярославичи. М., 2008. Т. 2. С. 32-33.

Дата обновления: 24.01.19.

 
 

© Все права на материалы, опубликованные на сайте demetra.yar.ru, принадлежат ГАУК Ярославской области «Ярославская областная универсальная научная библиотека имени Н.А. Некрасова» и охраняются в соответствии с законодательством РФ.
Использование материалов, опубликованных на сайте demetra.yar.ru допускается только с письменного разрешения правообладателя и с обязательной прямой гиперссылкой на страницу, с которой материал заимствован. Гиперссылка должна размещаться непосредственно в тексте, воспроизводящем оригинальный материал demetra.yar.ru, до или после цитируемого блока.