1  2  3  5  6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29            

События февраля в истории Ярославской области:

1231 год

Завершение строительства и освящение первого каменного Успенского собора в Ростове Великом, заложенного при кн. Константине Всеволодовиче

Заложен 25 апреля 1213 г. при князе Константине Всеволодовиче. Освящен, по разным сведениям, 2-го или 25 февраля 1231 г. при его сыне, князе Василько Ростовском. Во время пожара 1408 г. рухнули своды. Восстановлен в 1410 г. при епископе Григории. Этот храм также не сохранился. Археологические раскопки показывают, что все сменявшие друг друга сооружения, в том числе современный храм (1508-1512 гг.) стояли на одном и том же фундаменте, в общих чертах сохраняя размеры. Сохранились также белокаменный цоколь фундамента, фрагменты нижней части стен и полов соборов XII и XIII вв.

Толстой М. Древние святыни Ростова Великого. М., 1847. С. 19-20.

Толстой М. Святыни и древности Ростова Великого. 3-е изд., испр. и доп. М., 1866. С. 28.

Мельник А. Г. Новые данные об Успенском соборе Ростова Великого // Реставрация и архитектурная археология.
Новые материалы и исследования. М., 1991. С. 125-135.

Мельник А. Г. Исследования памятников архитектуры Ростова Великого. Ростов, 1992. С. 4-10.

Мельник А. Г. О русских шестистолпных пятиглавых храмах XVI в. // Сообщения Ростовского музея. Ростов, 2000. Вып. 10. С. 193-251.

Дата обновления: 23.01.19.

1787 год

День рождения русского поэта-крестьянина Федора Никифоровича Слепушкина (1787-1848), уроженца Ярославской губернии

Родился в феврале 1787 г. (по другим сведениям, в 1783 г.) в д. Малое Мочино Романовского уезда (ныне – территория Тутаевского района) в семье крепостного крестьянина. С 1803 г. в качестве отходника успешно занимался торговлей в Петербурге. В 1826 г. опубликовал книгу "Досуги сельского жителя", привлекшую внимание к талантливому самоучке. По предложению ряда литераторов, в т. ч. А. С. Пушкина, был организован сбор средств для выкупа крепостного поэта у его владелицы Е. В. Новосильцевой. Княгиня Т. В. Юсупова взяла на себя хлопоты. За 3000 рублей в 1826 г. Фёдора Никифоровича и его семью выкупили, и таким образом первая книжка стихов дала Слепушкину свободу. Получив вольную, он стал купцом 3-й гильдии, затем приобрёл кирпичный завод. Автор поэмы "Четыре времени года русского поселянина" (1830), "Новые досуги сельского жителя" (1834) и др. Печатался в журнале " Отечественные записки", после чего его творчество приобрело европейскую известность. Академия наук "в одобрение за похвальную жизнь и труды" присудила Ф. Н. Слепушкину золотую медаль с надписью "Приносящему пользу русскому слову". Император Николай I наградил его почётным кафтаном, шитым золотом, императрица Мария Фёдоровна при личной аудиенции ― золотыми часами. Его стихи носят книжный характер и представляют собой слабое подражание одической поэзии XVIII в. (это дало основание некоторым критикам называть Ф. Н. Слепушкина "псевдокрестьянским" поэтом). Однако они интересны описанием многих сторон крестьянской ("Пашня", "Мирская сходка", "Раскладка оброка") и купеческой ("Отчёт о моём тридцативосьмилетнем торговом хозяйстве") жизни. Умер 13 (или 12) июня 1848 г. Похоронен в селе Рыбацком под Петербургом. Имя Ф. Н. Слепушкина в 1997 г. присвоено Центральной библиотеке Тутаевской ЦБС (ныне - городская), где ежегодно проводятся краеведческие "Слепушкинские встречи".

Золотарёв С. А. Писатели-ярославцы. Ярославская струя в литературе 18-го в. Ярославль, 1920. Вып. 2. С. 60-72. (Местный край и его жизнь ; № 2).

Астафьев А. В., Астафьева Н. А. Писатели Ярославского края (до 1917 г.). Ярославль, 1974. С. 70-74.

Жаркова В. И. К биографии Ф. Н. Слепушкина // Русская литература. 1980. № 2. С. 146–155.

Курмачева М. Д. Крепостная интеллигенция России. Вторая половина XVIII – начало XIX века. М. : Наука, 1983. С. 235-242.

Смирнов И. А. Истинный, свой талант. Ф. Н. Слепушкин // Дорогие имена / Иван Смирнов. Ярославль, 1988. С. 3-15.

Русские писатели, XIX век. 2-е изд., дораб. М., 1996. Ч. 2. С. 234-236.

Власов А. А. О Ф. Н. Слепушкине – поэте и художнике, крестьянине и купце : (материалы к биографии). Тутаев, 2002. 48 с.

Русские писатели, 1800-1917. М., 2007. Т. 5. С. 646-649.

Власов А. А. К вопросу о дате рождения  Ф. Н. Слепушкина // Романов-Борисоглебская старина. 2008. № 1 (15). С. 24.

Дата обновления: 23.01.19.

1901 год

Открытие Любимской земской библиотеки, ныне - центральной библиотеки им. А. С. Пушкина

В 1899 г., в ознаменование столетия со дня смерти А. С. Пушкина, Любимская уездная земская управа заявила о необходимости устройства в г. Любиме библиотеки имени поэта. Средства на библиотеку поступали от уездного и губернского земств, кроме того были пожертвования деньгами и книгами, журналами. Была избрана библиотечная комиссия (или совет) из 12 членов. Разрешение губернатора на открытие библиотеки-читальни имени А. С. Пушкина было получено в августе 1900 г. Предполагалось открыть библиотеку в ноябре того же года, но это событие было отложено до февраля 1901 г. Первоначально занимала одну из комнат в здании земской управы, фонд составлял 260 экземпляров. На устройство, приобретение книг было израсходовано 580 руб. за три года (1900-1902). В связи с образованием в 1930 г. Любимского района библиотека получила статус районной. Ныне Центральная библиотека имени А. С. Пушкина возглавляет МУК "Любимская ЦБС".

Очерк деятельности Любимского уездного земства по народному образованию, 1865-1902 гг. / сост. Л. Е. Петров. Ярославль, 1908. С. 34-35.

Кузнецова Л. Н. История библиотеки в истории края // Из истории библиотек Ярославского края. Ярославль, 2003. С. 10-13.

Дата обновления: 23.01.19.

1918 год

День создания в Ростове добровольческого революционного отряда, переформированного в том же году в Ростовского полк и участвовавшего в Гражданской войне

Ростовский отряд – одно из первых формирований Красной Армии. 26 февраля 1918 г. председатель Президиума Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов Ростова Ярославской губ. Фёдор Николаевич Вишневский (1886–?) и комиссар по военным делам, бывший прапорщик 206-го пехотного запасного полка Сергей Иванович Абрамович (1893‒1938) подписали воззвание к населению города: «Граждане! … Родина и Свобода в смертельной опасности! Все к оружию... Все, в ком не заглохла совесть, – в ряды Красной Армии». Одновременно с воззванием были созданы «Правила приема добровольцев в Рабоче-крестьянскую Красную Армию в отряд, формируемый при 206 пехотном запасном полку в городе Ростове-Ярославском».

Основу отряда составили рабочие Ростовской льняной мануфактуры («Рольма»), члены партийного комитета РКП(б) Ростова и незначительная часть солдат 206-го пехотного запасного полка. Начальником отряда постановлением парткома был назначен С. И. Абрамович, его помощником – бывший подпоручик 206-го пехотного запасного полка Борис Иванович Воронов (1895‒?, он же – начальник пулемётной команды), адъютантом отряда – Ф. И. Вишневский (он же – председатель парткома отряда).

На момент отправки из Ростова личный состав насчитывал 70 человек. 1-й Ростовский отряд состоял из двух взводов, пулемётной команды (2 пулемёта «Максим»), команды конных разведчиков, нескольких телефонистов и обоза (4‒5 повозок).

Не ранее 2 марта 1918 г. к названию отряда добавилось «партизанский», после выхода приказа чрезвычайного штаба по Московскому военному округу № 240, в одном из параграфов говорилось: «Советы на местах формируют в зависимости от величины и положения их района или потребности внутренней и внешней – Советские полки, или Советские батальоны, или Советские роты, или Советские партизанские отряды».

5 марта 1918 г. отряд отправился в распоряжение штаба Московского военного округа. Далее направлен в Смоленскую губ. в распоряжение Военного соединения Смоленского района.

В связи с пополнением Ростовского отряда добровольцами (по 10–15 человек в день) и присоединением к нему других малочисленных красноармейских формирований в мае 1918 г. он был развёрнут в Горкинский боевой участок, а в июне – в полк. С. И. Абрамович вспоминал: «Такой успех в формировании потребовал более мощной организации. Нам было разрешено формировать уже целый штатный полк, который вошел в состав уже, кажется, 2-й бригады Могилевской дивизии, получив название и нумерацию 4-й Могилевский полк, но после наших, насколько помню, протестов вместо Могилевского дано было название по имени отряда – 4-й Ростовский полк». Предположительно в июле 1918 г. полк вошёл в состав Витебской пехотной дивизии. По воспоминаниям С. И. Абрамовича, к середине августа 1918 г. 4-й Ростовский полк состоял из 1200–1500 штыков, около 50 сабель, 15–20 пулемётов, подразделений обеспечения.

Октябрь 1918 г. — 1-я Витебская и 2-я Смоленская пехотные дивизии слиты в 17-ю стрелковую дивизию, а 4-й Ростовский полк стал 151-м стрелковым полком. Приказом РВС республики от 13 декабря 1920 г. № 2797/559 дивизии присвоено наименование «17-я Нижегородская».

В дивизии Ростовский полк наблюдал за порядком эвакуации немецких войск из Украины и Белоруссии после аннулирования Брестского мирного договора, затем вступил в боевые действия с войсками Петлюры и белополяков. Прошел, не зная поражений, от Березины до Вислы. За взятие украинского с. Коростеня, захваченного петлюровцами, получил название Железного полка, несколько знамен от советских и партийных организаций.

За отличия в Гражданской войне 17-я Нижегородская дивизия награждена Почетным революционным Красным Знаменем (1928). По состоянию на 1931 г. дивизия являлась территориальной, её управление дислоцировалось в Нижнем Новгороде. В состав дивизии входили 49-й, 51-й (бывший 151-й Ростовский) стрелковые полки, 17-й артиллерийский полк.

Источники

Абрамович С. И. Ростовский полк : [воспоминания бывшего командира полка] / публ. Н. И. Нечаева // Путь к коммунизму (Ростов. р-н). 1989. 11, 18, 19 июля.

Литература

Галкин В. А. Октябрьская революция в Ростовском уезде. Ростов, 1930. С. 70–73.

Генкин Л. Б. Ярославские рабочие в годы гражданской войны и иностранной интервенции (1918–1920 гг.). Ярославль, 1958. С. 84–85.

Митина С. Н. Личный состав 1-го Ростовского партизанского отряда // Сообщения Ростовского музея. Ростов, 2010. Вып. 18. С. 228–243 : фот.

Дата обновления: 23.01.19.

1994 год

Открытия центра современного искусства «Арс-Форум» в бывшем кинотеатре «Арс» в Ярославле

Центр современного искусства (ЦСИ) «Арс-Форум» (первоначально галерея «Форум») был организован в декабре 1993 г. Он возник на новой волне интереса к галереям, как к новейшему виду деятельности в России.

ЦСИ ставил задачи: знакомство местного сообщества с современным искусством; формирование плюралистического художественного сознания; выработка моделей наиболее благоприятных способов сосуществования традиционных форм пластического искусства и его новейших течений. «Арс-Форум» работал с молодыми художниками, пробующими силы в нетрадиционных способах творческого самовыражения,

Февраль 1994 г. ― начальная точка его истории ― открытие первой выставки «Натура 2». На ней были представлены работы ярославских и московских художников в жанрах натюрморт и ню. Несколько первых лет выставки Центра проводились в залах Ярославского художественного музея (упомянутая выставка «Натура 2» и выставка работ московского художника Аннамухамеда Зарипова «Я видел птицу Сирин»), Ярославского музея-заповедника («Гобелены» Елены Смагиной, выставка живописных и графических работ Гайка Мкртчяна и др.), в здании Администрации Ярославской области.

С декабря 1996 г. постоянной площадкой ЦСИ стал бывший кинотеатр «Арс» (ул. Свердлова, д. 9). Центр активно сотрудничал с Государственным центром современного искусства (ГЦСИ). Были показаны выставки «Новый ВХУТЕМАС», «Открытый музей» (лучшие проекты молодых кураторов в области актуального искусства), «100 лет со дня рождения А. С. Пушкина» и др. Благодаря взаимодействию с галереей Марата Гельмана и нижегородской галереей «Кариатида» (впоследствии ― нижегородский филиал ГЦСИ) ярославцам показали выставочные проекты ведущих художников российского мэйнстрима. К числу ярких событий стоит отнести выставку одного из кураторов актуального искусства Сергея Терентьева (Петрозаводск), которая включала ключевые фрагменты наиболее значимых его проектов ― «Барбизона», «Голая механика», «Неодежда», «Археология культуры» и др.

Наряду с показом ярких и значимых явлений российского современного искусства Центр активно работал с ярославскими художниками, прежде всего ― молодыми (М. Жгивалева, А. Кравцов, А. Жевкин, Г. Ершов, В. Афанасьев, Е. Пасхина и др.).

Цикл выставочных проектов «Простые вещи», направленный на выявление художественных смыслов и трансформаций обыденных предметов, включал выставки «Хорошо сидим!» (стул), «Проще пареной репы» (собственно репа), «До лампочки» (лампочка), «Валенки» и др. С 1999 года в Центре ежегодно проходили выставки работ студентов-архитекторов ЯГТУ «Город молодых». Выставочные проекты из цикла «Лик, лицо, личина» (портрет и автопортрет в пластических и временных искусствах) являлся попыткой творческого объединения художников, актеров, участников современного танцевального движения, литераторов и музыкантов. Организовывались монографические и групповые выставки художников Ярославля, Костромы, Иванова, Кинешмы, Вологды, Санкт-Петербурга и Москвы.

В начале 2000-х гг., в течение трех лет, сначала по гранту Института «Открытое общество» а затем по гранту губернатора Ярославской области Центр разработал и реализовал программу арт-реабилитации для семей, в которых есть дети с особыми (ограниченными) возможностями.

В период с 1994 по 2006 гг. ЦСИ «Арс-Форум» было проведено около 250 выставок как на своей, так и на внешних площадках. В их числе проект «Очарованные странники» в Брюсселе, экспозиции в Совете Российской федерации, в галереях «Союз. Творчество» и «Ковчег» в Москве, выставки картин художников Ярославля в Пскове и Костроме. В залах ЦСИ выставляли свои картины художники из Санкт-Петербурга, Москвы, Кинешмы, Костромы, Мценска, Вологды, а кроме того, из Италии, Германии, Голландии и США.

В «Арс-Форуме» существовал проект «Фотолестница» молодых художников во главе с Алексеем Олейниковым; проводились кинопоказы классики и новинок авторского российского и зарубежного кино; концерты экспериментальной музыки, перфомативные выступления. ЦСИ инициировал и провел фестиваль видеоарта на Стрелке.

Руководителями ЦСИ «Арс-Форум» последовательно были: Т. Кравчук, Ю. Кривцова, Е. Змеева.

Осень 2013 г. ― Центр современного искусства «Арс-Форум» был ликвидирован, как не ведущий деятельность.

Литература

Десятилетие центра... // Раздолье. 2004. 22 янв. (№ 2). С. 8.

Кузина А. Дом по имени «искусство» // Губернский город. 2006. № 4 (апрель). С. 46-47.

Дата обновления: 28.01.19.

 
 

© Все права на материалы, опубликованные на сайте demetra.yar.ru, принадлежат ГАУК Ярославской области «Ярославская областная универсальная научная библиотека имени Н.А. Некрасова» и охраняются в соответствии с законодательством РФ.
Использование материалов, опубликованных на сайте demetra.yar.ru допускается только с письменного разрешения правообладателя и с обязательной прямой гиперссылкой на страницу, с которой материал заимствован. Гиперссылка должна размещаться непосредственно в тексте, воспроизводящем оригинальный материал demetra.yar.ru, до или после цитируемого блока.