Тутаевский район граничит с Даниловским, Ярославским, Большесельским, Рыбинским и Пошехонским муниципальными районами.

На территории района расположены 272  населенных пункта. Центр района – город Тутаев – расположен по обеим берегам реки Волги. Правобережье находится на дороге федерального значения, между крупнейшими центрами Ярославской области – Ярославлем (38 км) и Рыбинском (42 км). Сложившаяся на сегодня транспортная система связывает город любым автомобильным транспортом с Москвой, Санкт-Петербургом, Череповцом, Ивановом, Угличем и другими городами России. Город доступен для автомобильного, речного и железнодорожного транспорта, в период навигации в Тутаеве функционирует грузопассажирская переправа через Волгу.

 Из истории родного края

Романов-Борисоглебск – Тутаев – город древний и вечно молодой, с неотделимым от волжских просторов обликом. Великая русская река разделяет его на две части. Живописные силуэты церквей и островерхие колокольни четко вырисовываются на фоне прибрежных холмов, создают яркий архитектурно-природный ансамбль – один из самых поэтических и запоминающихся среди старых городов Верхней Волги.

История древнего Романов-Борисоглебска уходит корнями в глубины веков более в преданиях, чем в летописях и документах, но в ней, как в малой капле, отражается вся история нашего отечества. Город Романов, расположенный на левом берегу Волги, был основан святым благоверным князем Романом Угличским в конце XIII века, а первое упоминание о Борисоглебской слободе, раскинувшейся на правом берегу великой реки, относятся к 1238 году. В эпоху монголо-татарского ига множество беженцев покидали свои жилища и уходили в глухие леса. Так было положено начало и Борисоглебской слободе. Жители Ярославля, бежавшие из разоренного татарами родного города, остановились на этом месте и срубили деревянную церковь во имя святых князей-страстотерпцев Бориса и Глеба. В сказании о Борисоглебской слободе говорится: И приидиша скитальцы и поставила храм во имя святых страстотерпцев двоих братьев князей Бориса и Глеба и прозвашася весь (село) – Борисоглебская, а по сих же премножися, прозвалась- слобода Борисоглебская. По преданию, вплоть до пятнадцатого века в слободе находилась монашеская обитель. В 1609 г., во время нашествия польско-литовских интервентов, Романов и Борисоглебскую слободу сожгли и разграбили отряды пана Гальбовича. После изгнания поляков с Русской земли на месте древнего храма была поставлена первая в слободе каменная церковь.

В середине ХVII века город стал одним из главных центров церковного раскола. Здесь вел службы видный деятель старообрядчества поп Лазарь, написавший многочисленные религиозно-философские сочинения. Лазаря сожгли в 1682 году в Пустозерске в одном срубе с Аввакумом – главой раскольников.

События бурной Петровской эпохи способствовали развитию города и слободы. Этому содействовали казенные заказы на изделия романовских ремесленников. Через Романов проходили пути от Архангельска к большим торговым городам Поволжья. В Романове велась обработка кож, производство солода, кирпича, строительство барок – «романовок». Основным занятием жителей Борисоглебской слободы была ловля «стерлядей про государев обиход» и кузнечное производство. Вокруг Воскресенского собора на Черной горе располагалось до сотни кузниц, которые изготавливали гвозди, металлическую посуду, утварь. В период войны с Турцией за Азов ведавший военными делами Разрядный приказ для строительства кораблей на Воронежской верфи распорядился гвозди и железо «… имати на Романовских заводах Ивана Боргина сколько будет надобно.» При Петре I в Романов были завезены голландские овцы, из которых местные крестьяне путем «народной» селекции вывели знаменитую романовскую овцу, дававшую легкие и теплые овчины, что в дальнейшем положило начало известному местному шубному промыслу.

Шли десятилетия, оставляя память о каждой исторической вехе – память в дереве и камне. Возводились храмы, росла слобода. В 1777 году Борисоглебская Слобода была объединена с селом Ново – Благовещенским и Ямской слободой и названа городом. А еще через полстолетия, в 1822 году, объединили два ранее самостоятельных города – левобережный Романов и правобережный Борисоглебск. Так был образован единый город Романов-Борисоглебск. В 1822 году их объединили, присвоив вновь образованному городу название Романов-Борисоглебск. В 1784 г. были утверждены Регулярные планы застройки городов на обоих берегах. После его принятия началась застройка города каменными домами. В наше время эти сохранившиеся здания во многом определяют облик исторической части Романов-Борисоглебска.

В 1918 г. город был переименован в Тутаев в память о погибшем в годы гражданской войны красноармейце Илье Тутаеве. Смена исторических эпох не обошлась без утрат в культурном наследии. К 1940 году большинство храмов (из двенадцати – девять) города, украшающих живописные берега Волги, было закрыто. К 1990-м годам была проведена реставрация нескольких храмов, которые затем были возвращены церкви.

Литература:

1. Романов-Борисоглебск: фотоальбом с картой города. - Ярославль : ООО «Формат». - 32 с.

2. Романов Борисоглебск (Тутаев) / Авт.-сост. А.Н. Горстка, В.И. Ерохин. - Тула : ИПО «ЛТ». - 48 с.

3. Воскресенский собор и храмы Романова-Борисоглебска. - Москва : Отчий дом,2002. - 64 с.

Что Романов-городок именем своим нарек

Романов-Борисоглебск всегда славился талантливыми и трудолюбивыми людьми, сохранившими для потомков многие уникальные явления и вещи. В нашем крае за ними закрепилось название «Романовские», по имени города.

Романовская овца - гордость края.   Она выведена методом народной селекции почти 300 лет назад. По наставлению Петра 1, обратившего внимание на проблемы овцеводства, в 1716 году были выписаны из Силезии и направлены в романовский край два тонкорунных породистых барана. Благодаря трудолюбию и народной смекалке, была выведена романовская порода овец. Меховые изделия из романовских овчин отличаются легкостью, мягкостью, теплом и красотой. Романовские полушубки верой и правдой служили ямщикам, в годы Великой Отечественной войны согревали своим теплом солдат, офицеров, летчиков, потому что в них «весу четыре фунта, а жару, что от четырех печей. Романовская овца плодовита, дает нежное, вкусное мясо.

Романовский лук - был выведен местными огородниками в XVII веке. Лук красный, сочный, не требующий тепловой обработки. По форме и величине напоминает крупную репу. В XVIII веке «луковничество» как род занятий жителей занимало первое место Романовский лук продавался на внутреннем рынке и вывозился за пределы уезда. Считался лучшим в Ярославской губернии. Славился высокой урожайностью и прекрасными вкусовыми качествами.

Романовские баранки – изобретение местных умельцев-пекарей, принесших известность городу. Пользовались большой популярностью в Ярославской губернии. Представляли собой пшеничный хлебец из заварного теста в виде удлиненного кольца. Баранки обычно пеклись из лучшей муки. Много их продавалось в праздники и во время годовых ярмарок. В городе работало несколько пекарен. Их хозяева, конкурируя друг с другом, старались выпекать баранки отличного качества: чем лучше и дешевле продукт, тем больше покупателей.

«Романовка»  Чтобы перевозить людей, товары и грузы в городах, расположенных на Волге, нужны были речные суда. И романовцы научились их делать. Это были надежные, удобные и достаточно легкие суда. Петр I, стремившийся к обновлению речного флота, повелел судовладельцам суда «старого манира» заменить новыми «Романовками». Последние отличались маневренностью и быстроходностью, поднимали до трех тысяч пудов груза.

Романовское коклюшечное кружево. Начало промысла уходит корнями в XVIII век. Плели кружево в основном мещанки по заказу местных купчих. Нитка была тонкая, и кружево из-под умелых рук мастериц выходило изящное. Романовское кружево выполнялось на немецкий манер при помощи 6 – 7 пар коклюшек. Самобытность его заключается в красивых элементах, входящих в состав узоров, которые выполняли кружевницы: «бачино», «бантик», «бараньи рожки». Романовские гвозди ковали местные кузнецы для строящихся кораблей русского флота по указу Петра I, когда велась война с Турцией. В Романове имелись железные и медные заводы. Сырье привозили с Шексны. Гвозди требовались в большом количестве.

 Подготовила М. Пирожникова

Памятники истории и архитектуры

 
 

© Все права на материалы, опубликованные на сайте demetra.yar.ru, принадлежат ГАУК Ярославской области «Ярославская областная универсальная научная библиотека имени Н.А. Некрасова» и охраняются в соответствии с законодательством РФ.
Использование материалов, опубликованных на сайте demetra.yar.ru допускается только с письменного разрешения правообладателя и с обязательной прямой гиперссылкой на страницу, с которой материал заимствован. Гиперссылка должна размещаться непосредственно в тексте, воспроизводящем оригинальный материал demetra.yar.ru, до или после цитируемого блока.