События 30 марта в истории Ярославской области:

1778 год

Утвержден Екатериной II новый "регулярный" план города Ярославля. Застроенный по нему центр сохранился как образец планировки и градостроительства

В 1769 г. был составлен первый топографический план города. Этот проект был трудным для исполнения из-за необходимости сноса большого количества построек. План был "отложен в долгий ящик", и его реализация практически не начиналась. В 1777 г. Ярославль стал центром большого наместничества, а это предполагало составление нового, более подходящего по статусу города плана. По настоянию генерал-губернатора Алексея Петровича Мельгунова (1722-1788) был составлен и утвержден в марте 1778 г. новый регулярный план. Этот план был типичным образцом принятой в то время в столице радиально-кольцевой планировки с квартальным делением улиц. В соответствии с ним главной площадью города намечалась Ильинская вокруг церкви Ильи Пророка. От нее расходились три луча улиц к проездным башням посада: к Угличской – ул. Рождественская (современная Нахимсона), к Власьевской - ул. Угличская (Кирова), к Семеновской (находилась на современной Красной площади) – ул. Ильинская (Советская). В сторону Кремля от центральной площади вела широкая плац-парадная площадь (ныне пл. Челюскинцев и Демидовский сквер). За проездными башнями, рядом с культовыми постройками, формировались еще три городских площади: Семеновская (ныне Красная пл.), Власьевская (пл. Волкова) и Рождественская (часть современной Богоявленской). Далее на запад, на территории "загородья", намечались две площади хозяйственно-торгового назначения: Сенная (пл. Труда) и Лесная (в районе кинотеатра "Родина", ныне застроена). Система улиц регулярного плана – а их намечалось более 80 – значительно перекраивала средневековую планировку города, в то же время стремясь максимально сохранить сложившуюся структуру. Несколько улиц пробивались заново по существовавшей застройке: Ростовская (современная Андропова), Воскресенская (Революционная), Рождественская (ул. Нахимсона), Благовещенская (ул. Суркова) и др. Улица Большая Рождественская (ныне Б. Октябрьская) соединила две церкви – Рождества Богородицы и Пятницкую на Всполье и прошла по огородам самых древних слобод Ярославля – Богоявленской, Киселюхи, Спасской. Многие улицы в западной части города намечались на свободной или мало обустроенной в то время территории: Дворянская (пр-т Октября), Мологская (ул. Победы), Б. Романовская (ул. Некрасова), Борисоглебская (ул. Свердлова), Пошехонская (ул. Володарского), Петровская (пр-т Толбухина), Мышкинская (ул. Лисицына). Граница города отодвигалась на запад и проходила по ломаной линии, отмеченной в натуре межой с невысоким земляным валом. Сейчас здесь находятся ул. Городской вал и проспект Ленина. Регулярным планом сохранялась большая часть каменной застройки города, и лишь за ненадобностью и ветхостью разбирались глухие башни. Все новые постройки возводились по специальным проектам. Для казенных зданий они разрабатывались индивидуально петербургскими или местными архитекторами. Частная жилая застройка выполнялась по "примерным" и "образцовым" проектам, составленным Комиссией о каменном строении. Появление в Ярославле нового архитектурного стиля – раннего классицизма – совпало с перепланировкой города в соответствии с планом. Первыми постройками Ярославля стали административные здания на центральной Ильинской площади, вероятно, по проекту губернского архитектора Э. М. Левенгагена. Этот комплекс состоял из трех сооружений: дворца наместника, располагавшегося на юго-западной стороне площади, как раз напротив церкви Ильи Пророка, и двух боковых корпусов присутственных мест. В дальнейшем корпуса не раз перестраивались, но их общая планировка и фасады, в основном, сохранились до наших дней. Дворец наместника в 1797 г. по приказу императора Павла I был разобран на кирпич. На его месте, сменяя друг друга на протяжении двух столетий, появлялись различные здания, чаще всего невыразительные. Сама же градостроительная структура центральной части Ярославля считается одной из наиболее удачных реализаций системы регулярной перепланировки русских городов, сохранившихся до настоящего времени. Именно за это центральная часть Ярославля была включена в список особо охраняемых ЮНЕСКО территорий.

Головщиков К. Д. История города Ярославля. Ярославль, 1889. С. 209.

Суслов А. И. Планировка и застройка центра Ярославля по регулярному плану 1778 года // Краеведческие записки. Ярославль, 1956. Вып. 1. С. 151-166.

Марасанова В. М. Ярославские губернаторы, 1777-1917. Ярославль, 1998. С. 3-41.

История губернского города Ярославля. Ярославль, 2006. С. 111-118, 121-128.

Дутов Н. В. Регулярный план Ярославля 1778 года // Ярославский календарь на 2008 год. Ярославль, 2008. С. 40-43.

Дата обновления: 16.02.20.

1955 год

День рождения художника декоративно-прикладного искусства Владимира Михайловича Реутова

Родился 30 марта 1935 г. в г. Грозном. Учился (1962-1964) на художественно-графическом отделении Краснодарского государственного педагогического института. Окончил факультет режиссуры и массовых мероприятий Ленинградского института культуры им. Н. К. Крупской (1976). В 1977-1994 гг. жил в Грозном, работал художником-постановщиком народного театра, преподавал в Грозненском училище искусств. В 1977 г. присвоено звание "Заслуженный работник культуры Чечено-Ингушской АССР", в 1978 г. стал лауреатом премии Ленинского комсомола. Война в Чечне разрушила годами выстроенный мир искусства художника, сожгла и разрушила мастерскую, уничтожила и развеяла пеплом пирамиду дружбы, десятилетиями трепетно, по кирпичику собранную Владимиром Михайловичем с огромным числом друзей. В 1995 г., уехав из горящего Грозного, он оказался в Ярославле, где заново искал повсюду друзей, стараясь найти ниточку, связывающую его с малой родиной. Здесь он вступил в ярославское общество "Вайнах", стал членом Ярославского регионального отделения Общероссийской общественной организации "Ассамблея народов России". Владимир Реутов - знаток детских душ, тонкого и нежного инструмента, отзывающегося на доброту и ласку. Он долгие годы работал в Грозном с детьми, а в Ярославле стал преподавать изобразительное искусство в школе № 52. Кроме того, он уже много лет неустанно проводит мастер-классы в Большом Селе, где компактно проживают выходцы из Ингушетии. Более всего педагог-художник старается лечить искалеченные войной и этническими конфликтами детские души, прививая любовь к Родине, рассказывая о красоте родного края, об истоках, к которым всегда возвращается человек. В детских работах мастер улавливает внутреннее состояние ребенка, ищет особый подход к нему. И надо отдать должное, дети излечиваются под его чутким и внимательным взором. Владимир Михайлович, собрав большое количество детских работ, создал Международную детскую художественную галерею "Россия глазами детей", постоянно пополняющуюся произведениями искусства ингушских детей, которая экспонируются далеко за пределами Ярославской области. Открывая в 2011 г. свою выставку в столице Ингушетии Магасе, В. М. Реутов сказал: "Дети, которые рисуют окружающий мир и красоту своего края, будут оберегать Мир, сохранять величие России, богатой народными традициями и обычаями". Член Союза художников России с 2002 г. Внимание уже сложившегося мастера и педагога по акварели и станковой живописи привлекло эмальерное искусство. В технике эмалей горячего обжига свои правила. Игра воображения художника, его долгие раздумья, теснящиеся в голове образы, - всё это за несколько секунд должно быть зафиксировано огнём на медной пластине. Иная пластика, иные образы. Реалистически достоверные эмали художника вместе с тем содержат в себе некую отстранённость, философское звучание. В этом своеобразие почерка мастера: когда яркая реалистическая канва, благодаря необычному композиционному решению не приглушает, а лишь подчеркивает глубину образа. В последнее время художник занимается дизайном внешней среды. Участник областных, региональных, республиканских, международных выставок. Его произведения находятся в музейных собраниях, картинных галереях Люксембурга, Италии (Милан), США, во многих российских и зарубежных коллекциях. Награжден золотой медалью Ассамблеи народов России "Дружба народов - единство России", юбилейным знаком "За достойные дела" к 1000-летию Ярославля.

Ярославский союз художников : [к 70-летию]. Ярославль, 2003. С. 295.

Надеждин Ю. Ф. Учит смотреть на огонь, не отводя глаз // Северный край. 2011. 16 февраля.

Обухова Е. Расписать картинами весь город // Северный край Ярославский регион. 2013. 6 апреля. С. 6.

Славкина Г. Владимир Реутов // Культура России. Ярославский портал.

Дата обновления: 16.02.20.

 
 

© Все права на материалы, опубликованные на сайте demetra.yar.ru, принадлежат ГАУК Ярославской области «Ярославская областная универсальная научная библиотека имени Н.А. Некрасова» и охраняются в соответствии с законодательством РФ.
Использование материалов, опубликованных на сайте demetra.yar.ru допускается только с письменного разрешения правообладателя и с обязательной прямой гиперссылкой на страницу, с которой материал заимствован. Гиперссылка должна размещаться непосредственно в тексте, воспроизводящем оригинальный материал demetra.yar.ru, до или после цитируемого блока.