1  2  4  6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

События мая в истории Ярославской области:

1902 год

Основание ярославской кондитерской фабрики "Бельфор", в 1990-х – начале 2000-х гг. ЗАО "Ярославлькондитер"

2 января 1902 г. Ярославская городская управа зарегистрировала создание Торгового дома под названием "Наследники В. Я. Кузнецова", содержанием деятельности которого, в соответствии с учредительными документами, являлась "торговля чаем, сахаром, песком и деревянным маслом". Членами Торгового дома с уставным капиталом в 20 тыс. руб. были ярославские купцы Василий Платонович Кузнецов и Павел Онуфриевич Говоров - племянники и наследники купца Василия Яковлевича Кузнецова. В том же году Василий Платонович начал строительство в Ярославле паровой конфетной фабрики рядом с лавками, палатками и бывшим домом В. Я. Кузнецова по Большой Рождественской улице (ныне - ул. Нахимсона), вглубь квартала, к Масляному пролому. Закладка здания фабрики состоялась в конце мая 1902 г. Период окончания строительства, монтажа оборудования, организации производства пришелся на осень 1902 г. Оборудование для нового предприятия было приобретено в основном подержанное, однако несомненной гордостью В. П. Кузнецова была паровая машина московского производства. Пятеро специалистов, приглашенных им в Ярославль со старейшей московской кондитерской фабрики купцов Г. А. и Е. С. Леновых, стали первыми консультантами и работниками, сумели организовать и наладить производство. Участие в выставке Северного края 1903 г. и Большая серебряная медаль Министерства финансов "За трудолюбие и искусство", золотые медали Венской, Антверпенской, Парижской международных выставок 1904 г. сразу принесли продукции фабрики небывалый успех. В 1905 г. началось расширение производства: велось строительство каменного трехэтажного служебного корпуса фабрики, возведение верхних этажей над бывшими лавками. Здесь разместились мастерские, склады, фабричный кондитерский магазин, чайный магазин Торгового дома, жилые помещения для рабочих. В целях создания собственной сырьевой базы были построены паровой картофельно-терочный, паточный и химический заводы, располагавшиеся в деревнях Тюмба и Овсяники Боровской волости Даниловского уезда. К 1909 г. паровая кондитерская фабрика, фабричный магазин и паточный завод вошли в фирму "Бельфор". Вскоре, вследствие выхода П. О. Говорова из членства Торгового дома "Наследники В. Я. Кузнецова", Василий Платонович стал единоличным владельцем головной фирмы. За 16 лет (с 1902 по 1918 гг.) паровая кондитерская фабрика "Бельфор" по уровню технического оснащения и квалификации кадров, постоянно растущему ассортименту продукции уверенно оставила позади все ярославские кондитерские предприятия. Насчитывалось их в это время десять: пять фабрик и пять мелких кустарных заведений. Материальная база фабрики В. П. Кузнецова в то время была представлена карамельными вакуумными аппаратами, машинами для терки миндаля, для перемола сахарной пудры, прессами для выработки макарон, масла какао, паровыми котлами для варки халвы, начинки, сгущения молока, паровыми плитами, веялками, вальцовками. Кондитерская фабрика с шестью производственными отделениями, где вырабатывались ирис, карамель, монпасье, мармелад, конфеты, макароны, являлась одним из образцовых промышленных предприятий города и крупнейшим в Ярославской губернии и всем Северном крае среди кондитерских производств. В 1919 г. предприятие было национализировано и переименовано в Государственную кондитерскую фабрику № 1. В апреле 1926 г. на собрании рабочих и служащих ей было дано название "Путь к социализму". С декабря 1992 г. - "Ярославлькондитер". В настоящее время является банкротом, в марте 2011 г. производственные здания были проданы с торгов.

Скакун О. Золотое десятилетие "Бельфора" // Городские новости. 1994. 15-21 сентября. С. 6.

Кузнецова О. В. Этапы большого пути : к 100-летию Ярославской кондитерской фабрики. Ярославль, 2002. 60 с.

Дата обновления: 30.01.19.

1916 год

Начало строительства в Рыбинске автомобильного завода "Русский Рено", ныне - НПО "Сатурн"

В 1915 г. в целях обеспечения армии автомобильным транспортом правительство России приняло решение о строительстве шести отечественных автозаводов, в т. ч. завода в Рыбинске – акционерного общества «Русский Рено». Высочайшее утверждение решения последовало в феврале 1916 г. Строительство завода началось в мае того же года на западной окраине города с прилегающим с. Иваново, выкупленным правлением АО у рыбинского помещика Хомутова (сейчас это проспект Ленина, почти центр города). Рыбинск был выбран сразу по нескольким критериям: местонахождение города в тылу и недалеко от Москвы; наличие железнодорожной ветки и транспортной артерии в виде р. Волги; крупное нефтехранилище братьев Нобелей под Рыбинском. В начале 1918 г. завод был пущен как авторемонтное предприятие. 13 июля выпустил первые 15 отремонтированных грузовых автомобилей. 15 сентября 1918 г. так и недостроенный завод национализирован и передан в подчинение отделу транспорта ВСНХ, затем, 5 мая 1924 г., – в систему предприятий авиапромышленности, став одним из первых заводов отечественного авиационного моторостроения. В 1928 г. начат выпуск авиадвигателей, ремонт и испытание авиамоторов. В 1935 г. создано ОКБ, в котором работали в разные годы выдающиеся деятели авиационного моторостроения: Владимир Яковлевич Климов (1892–1962), Владимир Алексеевич Добрынин (1895–1978), Архип Михайлович Люлька (1908–1984), Пётр Алексеевич Колесов (1915–2004), Павел Александрович Соловьёв (1917–1996). В ноябре 1941 г. завод эвакуирован в г. Уфу и влит в состав объединённого завода № 26 НКАП (ныне – УМПО). Уже в феврале 1942  г. на площадях эвакуированного предприятия был образован новый завод (№ 36 НКАП), для обеспечения работы которого из Уфы возвратили часть рабочих, ИТР и оборудования. В послевоенное время на Рыбинском моторостроительном заводе были созданы лучшие двигатели для отечественной авиации, получившие широкое применение на советских военных и пассажирских самолётах разных модификаций. Здесь начат выпуск первого советского турбореактивного двигателя (1947). В 1970-е гг. завод принял участие в создании и организации серийного выпуска двигателей для сверхзвукового пассажирского самолёта. За высокие достижения коллектив предприятия был отмечен дважды орденом Ленина (1936, 1966) и орденом Октябрьской Революции (1981). 27 ноября 1992 г. Рыбинский моторостроительный завод преобразован в ОАО «Рыбинские моторы». В 1997 г. завершено объединение «Рыбинских моторов» и Рыбинского конструкторского бюро моторостроения. Начат выпуск газовых турбин для энергетической и газовой отраслей. В 1998 г. постановлением правительства РФ «Рыбинские моторы» определены головным предприятием по разработке, производству и ремонту двигателей для беспилотных летательных аппаратов. В 1999 г. в состав ОАО вошёл рыбинский Волжский машиностроительный завод. В июле 2001 г. «Рыбинские моторы» и ведущее конструкторское бюро двигателестроения страны - ОАО «Люлька-Сатурн» - объединились в ОАО «Научно-производственное объединение “Сатурн”», став одним из основных российских производителей военных и гражданских авиадвигателей. С августа 2009 г. управляющим директором НПО «Сатурн» назначен Илья Николаевич Фёдоров. По программе технологической модернизации c 2009 г. планомерно ведётся работа по реконструкции предприятия. Обновление станочного парка с внедрением новых технологических процессов, соответствующих мировому уровню, позволило НПО «Сатурн» стать первым российским предприятием, получившим в 2011 г. заказ на разработку авиационного двигателя для учебно-тренировочного самолёта иностранного государства (Индии). Опытно-конструкторские и производственные успехи компании совместно с французскими партнёрами «Snecma» дали возможность в марте 2014 г. завершить сертификацию и постановку на серийное производство двигателя SaM146 для гражданского самолёта «Сухой Суперджет100». НПО «Сатурн» стало первой компанией с полным набором сертифицированных в России и в Европе компетенций по серийному производству, техническому обслуживанию и ремонту гражданских авиационных двигателей. Является главным разработчиком и производителем двигателя пятого поколения для Перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации (ПАК ФА) и истребителей С-35. Компания стала учредителем ряда новых предприятий: в июне 2006 г. – ОАО «Сатурн - Газовые турбины», в апреле 2010 г. – дочерней компании «Новые инструментальные решения» (ЗАО «НИР»), в апреле 2011 г. – «Сатурн - Инструментальный завод» (ЗАО «СатИЗ»). С декабря 2011 г. ОАО «Сатурн - Газовые турбины» является головным предприятием двигателестроительной корпорации по строительству газотурбинных теплоэлектростанций и газоперекачивающих агрегатов. С 1 апреля 2014 г. называется «ОДК - Газовые турбины» (ОАО «ОДК - ГТ»). В связи с увеличением выпуска газотурбинной техники НПО «Сатурн» активизировало работу по развитию кадрового потенциала, введя в эксплуатацию в марте 2010 г. новое здание учебного центра. Компания уделяет большое внимание вопросам подготовки и повышения квалификации кадров не только через построение внутрифирменной системы обучения, но и через тесное сотрудничество с профильными учебными заведениями – Рыбинским промышленно-экономическим техникумом (РПЭТ) и Рыбинским государственным авиационным техническим университетом (РГАТУ им. П. А. Соловьева). НПО «Сатурн» остаётся социально ответственной компанией и имеет целый спектр жилищных проектов – от компенсации части процентов по ипотеке до вхождения в федеральные жилищные программы. Осенью 2014 г. началось строительство многоквартирного дома для молодых перспективных сотрудников предприятия. В 2014 г. успешно завершены опытно-конструкторские работы по созданию нового малоразмерного газотурбинного двигателя для крылатых ракет. В перспективе компании отводится ключевая роль в создании импортозамещающей базы российского морского газотурбостроения. В числе запущенных на «Сатурне» инновационных проектов на первый план выходит участие компании в территориальном кластере Ярославской области «Газотурбостроение и энергомашиностроение». НПО «Сатурн» сегодня – это многопрофильная компания, в состав которой входят опытно-конструкторское бюро-1 (Рыбинск), научно-технический центр им. А. Люльки (Москва), научно-технический центр (Санкт-Петербург), инженерный центр (Пермь), производственная площадка № 1 (Рыбинск) и Лыткаринский машиностроительный завод (г. Лыткарино, Московская обл.), а также дочерние компании ЗАО «СатИЗ» и ЗАО «НИР». Cпециализируется на разработке и производстве газотурбинных двигателей для военной и гражданской авиации, судов военно-морского флота, энергогенерирующих и газоперекачивающих установок. Является ведущей в своей отрасли.

Венцов Н., Шапиро Г. Очерки истории предприятия // Русь. 1993. № [4 (спецвып.)] : От "Русского Рено" к "Рыбинским моторам". С. 6-78.

Батов В. У "моторов" почтенный возраст // Губернские вести. 1996. 20 сентября. С. 2.

Дерунов П. Ф. Моторостроители. Рыбинск, 1998. 200 с.

Киселев В. А., Калинина Л. О. Исторические хроники рыбинского завода. Рыбинск, 1999. 335 с.

Пармёнова А. Мы дарим самолётам небо // Северный край. 2011. 26 октября.

Фёдоров И. Н. Илья Фёдоров: Superjet, ПАК ФА – два новых российских самолёта, в создании которых участвует «Сатурн». И мы этим гордимся : [интервью] // Северный край. 2011. 28 декабря.

Пономарёв В. Регион с компетенцией // Эксперт. 2013. 16-22 декабря. С. 145-146.

Сатурн 2014. Связь поколений. Конструкторская школа. Рыбинск, 2014. 356 

Сатурн 2014. События и люди [2009-2014]. Рыбинск, 2014. 248 с.

Дата обновления: 30.01.19.

1917 год

Закончено строительство в Рыбинске вагоностроительного завода "Феникс", ныне - ООО "Литэкс"

В 1895 г. на окраине г. Риги акционерное общество вагоностроительных и механических заводов "Феникс" начало сооружение вагоностроительного завода. 12 июля 1915 г. в связи с германским наступлением на Восточном фронте Правление акционерного общества "Феникс" получило распоряжение военных властей "о скорейшем вывозе из города Риги оборудования завода". В январе 1916 г. акционерное общество "Феникс" купило у Рыбинской городской управы земельный участок за рекой Черемухой в размере 48 десятин. Постройка каменных постоянных заводских зданий и деревянных временных помещений велась параллельно. В недостроенных помещениях летом 1916 г. началась постройка первых вагонов. К маю 1917 г. были в основном построены и работали вагоностроительный цех и вагоносборочная мастерская, слесарно-сборочный, токарно-слесарный и кровельный, столярно-строительный и малярный цехи, деревообделочная мастерская, ремонтно-инструментальный цех, кузнечный и чугунолитейный цехи, восстановлены прокатный и сталелитейный отделы, котельная и другие заводские сооружения вагоностроительного завода "Феникс". В 1921 г. ремонт и постройка вагонов на заводе были прекращены. Предприятие изготовляло только опрокидные железнодорожные платформы, некоторые сельскохозяйственные машины. В сентябре 1922 г. заводу "Феникс" было присвоено новое наименование "Пролетарий". В 1925-1927 гг. произошло слияние завода "Металлист", специализировавшегося на производстве сельскохозяйственной техники, и завода "Пролетарий". Весной 1930 г. начались работы по организации производства отечественных печатных машин. С января 1931 г. "Металлист" стал называться машиностроительным заводом № 9 и вошел в состав треста "Машинотрест", с января 1932 г. - заводом полиграфических машин. В 2005 г. ОАО "КПЦ Полиграфмаш", преемник Рыбинского завода полиграфических машин, созданный в 1990-х гг., обанкротился, его работа была практически приостановлена. В 2007 г. ОАО "КПЦ Полиграфмаш" реорганизовано и переименовано в ООО "Литэкс".

Мозжухин Д. Завод полиграфического машиностроения // Северный рабочий. 1938. 4 октября.

Казакова В. Визитная карточка города // Юность. 1967. 9 сентября.

Малов Ю. И все пошло от плуга... // Северный рабочий. 1967. 28 января.

Рыбинск : док. и материалы по истории города. Ярославль, 1980. С. 216.

Забелин Б. А., Забелина Т. А. Этапы большого пути. Ярославль, 1982. С. 5-6, 17-21, 43-62.

Морозов Н. П. Ярославская ветвь. Ярославль, 1986. С. 62.

Вторый В. "Рыбинск-Полиграфмаш" - достойный конкурент на мировом рынке // Губернские вести. 1999. 3 декабря.

Будилкова С. От вагонов до полиграфических машин // Юность. 2000. 2 ноября. С. 22.

Николаев А. "Полиграфмаш" - семьдесят лет первый // Золотое кольцо. 2001. 24 августа.

70 лет - первой отечественной печатной машине // Литературная страница. Новые имена. 2001. С. 111-115.

Ветрова М. Завод пошел на поправку // Юность. 2007. 24 января.С. 3.

Фарафонов Е. А. ЭКСклюзивная техника // Российская газета. 2007. 10 апреля. С. XV.

Дата обновления: 30.01.19.

1926 год

Создание Ярославского городского здравотдела, ныне – департамент здравоохранения мэрии Ярославля

В Ярославле еще в мае 1918 г. больничный отдел городской управы слился с бывшим губернским врачебным отделением и стал именоваться медико-санитарным отделом. В июне к нему  присоединилось санитарное бюро губернской земской управы. В августе 1918 г. был выделен городской медико-санитарный отдел. В июне 1918 г. Первый Всероссийский съезд по здравоохранению констатировал, что на местах руководство делом здравоохранения возложено на медицинские отделы при Советах, но в Ярославской губернии к этому времени медико-санитарный отдел еще не находился в подчинении Совету, и только в конце 1918 г., после губернского съезда Советов, был организован губздравотдел, горуездный здравотдел (г. Ярославль и Ярославский уезд) и уздравотделы в девяти уездах при соответствующих исполкомах. В 1920 г. из Ярославского горуездного здравотдела была выделена уездная часть, окончательно переданная в 1922 г. Ярославскому уисполкому в качестве его отдела, а горздавотдел, слившийся в то время с губздравотделом, снова "возродился" сначала в качестве отдельной городской части губздравотдела (в мае 1926 г.), а затем с марта 1927 г. в качестве самостоятельного городского отдела при горсовете.

Шадрина И. Ярославскому горздравотделу – 70 лет // Губернские вести. 1996. 10 октября.

225 лет на благо здоровью. Ярославль, 2003. С. 138-139.

Дата обновления: 30.01.19.

1967 год

 

Открытие Остряковской библиотеки в Брейтовском районе

6 декабря 1896 г. в с. Брейтово была открыта первая в Мологском уезде бесплатная земская народная библиотека-читальня. Её библиотекарем был избран волостной писарь Николай Андреевич Лисицын. В 1898 г. стали работать библиотеки в с. Сутка и с. Прозорово, в 1903 г. – в с. Горелово, затем и в других деревнях и селах уезда. Большая заслуга в организации библиотек Брейтовского края принадлежала дворянину Ивану Александровичу Ошанину (отцу известного поэта-песенника Льва Ошанина). В попечительский Совет входили люди разных сословий: дворяне А. А. и В. В. Мусины-Пушкины, архимандрит Никанор, священнослужители М. Д. Знаменский и И. И. Рудинский, а также купцы и крестьяне.

Библиотека в д. Остряковке появилась позднее, чем в других населенных пунктах Брейтовского района, уже в годы советской власти. С 1956 г. в колхозе имени Ленина работала на общественных началах передвижная библиотека. Ответственной за передвижной фонд была Анна Ивановна Смирнова. В мае 1967 г. жители колхоза получили хороший подарок: была открыта Остряковская сельская библиотека. Первым библиотекарем стала Елена Манюкина из Брейтова. Библиотека располагалась в доме-пятистенке, разделенном на две большие комнаты. В одной находилась контора колхоза, в другой – библиотека. В 1968 г., после окончания Ярославского культурно-просветительного училища, к работе приступилаСветлана Ивановна Коробейничева (Реброва) из д. Филимоново. Это был знающий специалист, увлеченный своей работой, талантливый художник-оформитель. За высокое качество культурного обслуживания населения и активное участие в жизни района она была занесена на районную доску Почета. В 1971 г. на территории колхоза началось строительство типового Дома культуры, где предполагалось место под библиотеку: две комнаты, с отдельным входом. Однако колхоз разместил в этом помещении бухгалтерию, а под библиотеку отвели маленькую комнату. В конце 1960-х – 1970-е гг. между библиотеками Брейтовского района было организовано социалистическое соревнование. Остряковская библиотека соревновалась с Суминской библиотекой, библиотекари оказывали друг другу помощь в работе. В 1979 г. С. И. Коробейничева перешла на работу в Брейтово, а в октябре 1980 г. в библиотеку пришла Елена Викторовна Матвеева, работающая здесь и поныне. После нескольких переездов в 1993 г. библиотека вновь вернулась в Дом культуры.

В 2016 г. в рамках программы «Обустроим область к юбилею» в ДК, и в т. ч. в библиотеке сделан капитальный ремонт, приобретено новое оборудование. В настоящее время Остряковская библиотека является филиалом № 7 МУК «Брейтовская районная централизованная библиотечная система».

Шмагина А. Хранители опыта и знаний человечества // Брейтовские новости. 2003. 24 мая. С. 3.

Календарь знаменательных дат и событий Брейтовского района. [Брейтово, 2004]. С. 10.

Дата обновления: 30.01.19.

 
 

© Все права на материалы, опубликованные на сайте demetra.yar.ru, принадлежат ГАУК Ярославской области «Ярославская областная универсальная научная библиотека имени Н.А. Некрасова» и охраняются в соответствии с законодательством РФ.
Использование материалов, опубликованных на сайте demetra.yar.ru допускается только с письменного разрешения правообладателя и с обязательной прямой гиперссылкой на страницу, с которой материал заимствован. Гиперссылка должна размещаться непосредственно в тексте, воспроизводящем оригинальный материал demetra.yar.ru, до или после цитируемого блока.