События 3 июля в истории Ярославской области:

1622 год

Освящен главный престол церкви Николы Надеина — первой каменной приходской церкви в Ярославле

К XVI в. относится первое упоминание о деревянной церкви, которая была посвящена Благовещению Пресвятой Богородицы.

Главный престол новой церкви был освящен во имя Николая Чудотворца. Отступление от традиции произошло вследствие предзнаменования — «...когда время настало строить каменную церковь, неизвестно откуда принеслась сюда по волнам речным икона Николая Чудотворца: её обрели на Волге, против существовавшего ещё тогда деревянного храма, и из воды внесли в храм. Начали совершаться многие чудеса от образа Святителя...».

Церковь Николы Надеина была первым каменным храмом на ярославском посаде и сохранила в своём названии имя заказчика. Жертвователем был богатый ярославский купец (с 1613 г. в чине «гостя») Епифаний Светешников, имевший, как было принято в то время, второе имя Надея. Он занимался торговлей, имел земельные владения на Волге в Самарской Луке, организовал соляной промысел.

Церковь была четырёхпрестольной. В 1621 г. был освящён первый Благовещенский предел, ставший домовой церковью Светешниковых. Главный престол во имя Николая Чудотворца освящён митрополитом Варлаамом 23 июня 1622 г.

Стенные росписи выполнены в период с 5 июля 1640 г. по 15 октября 1641 г. артелью художников из Костромы, Ярославля, Москвы, Нижнего Новгорода, куда входили Любим Агеев, Василий Ильин, Стефан Евфимиев, Севастьян Дмитриев.

В 1695 г. прошло освящение южного предела во имя Александра Свирского.

Существует предание, что Надея Светешников устроил в храме яшмовый пол, «...взятый отсюда по царскому указу в московский Благовещенский собор».

В 1751 г. выполнен новый иконостас главного храма, по мнению краеведов и историков, он выполнен по рисункам актёра Фёдора Волкова.

Церковь в настоящее время сильно перестроена. Первоначально это был пятиглавый четырёхстолпный храм на высоком подклете. С трёх сторон его окружала двухъярусная галерея с открытыми арками, к ней на северо-востоке примыкал столпообразный придел, а на северо-западном углу — невысокая звонница. Этот композиционный приём, нарушающий симметрию здания, придавал ему живописность и динамику и был характерен для многих последующих культовых построек Ярославля.

Литература

Лебедев, А. Храмы Николо-Надеинского прихода в Ярославле. — Ярославль : Кузнецов, 1872. — 55 с.

Анкудинова, Е. А. Легенда становится былью / Е. А. Анкудинова, Т. А. Рутман // Экспонаты музея рассказывают. — Ярославль : Верх.-Волж. кн. изд-во, 1989. — С. 72.

Федорычева, Е. А. Церковь Николы Надеина в Ярославле. — Москва : Северный паломник, 2003. — 104 с. — ISBN 5-94431-039-1.

«Золотой век Ярославля» : Опыт культурографии русского города XVII - первой трети XVIII века. — Ярославль : Александр Рутман, 2004. — С. 30, 31.

Рутман, Т. А. Храмы и святыни Ярославль : история и современность. — 2-е изд., перераб. и доп. — Ярославль : Издатель Александр Рутман, 2008. — С. 122−128. 

Дата обновления: 12.07.22.

1900 год

Утвержден устав Ярославского хорового общества

В конце 1899 г. в среде творческой интеллигенции Ярославля возникла мысль об организации хорового общества. Устав утвержден Министерством внутренних дел 20 июня 1900 г., в октябре состоялось общее собрание членов Ярославского хорового общества, основу которого составили учащиеся частной музыкальной школы дирижера и композитора Николая Николаевича Алмазова (1864-1918). Явилось немало желающих участвовать в хоре, начались репетиции. Вскоре был организован оркестр любителей. 11 декабря 1900 г. в зале Городской Думы состоялось первое исполнительное собрание Общества под управлением Н. Н. Алмазова, посвящённое памяти Михаила Ивановича Глинки, при участии солистов столичных театров, хора и оркестра Общества. По традиции в начале концерта торжественно прозвучал гимн "Боже, Царя храни", а затем были исполнены романсы и сцены из опер "Руслан и Людмила" и "Жизнь за Царя" великого русского композитора. 8 сентября 1901 г. также в зале Городской Думы был отслужен благодарственный молебен по случаю годовщины Ярославского хорового общества. За молебном очень стройно пел хор Общества, после чего на общем собрании под председательством губернатора Б. В. Штюрмера был доложен и утверждён годовой отчет. За короткий период своего существования солисты, хор и оркестр любителей общества успешно провели несколько исполнительных собраний с участием приглашённых из Москвы оперных артистов, камерные концерты в зале Городской Думы. В сезон 1901/1902 гг. Ярославское хоровое общество получило разрешение на расширение своей деятельности, которая состояла в учреждении бесплатных классов пения. Учрежденные классы имели целью дать возможность всем желающим, преимущественно детям, изучать хоровое пение. В классы принимались лица всех сословий. После настойчивых просьб Общество получило разрешение Городской Думы регулярно устраивать общедоступные народные концерты и оперные спектакли в здании городской читальни у Вознесенских прудков. Здание читальни было не приспособлено для этих целей, поэтому городской архитектор Александр Александрович Никифоров (1858-1913?) по поручению Думы предложил проект его реконструкции. За ходом работ внимательно следил ярославский городской голова Иван Александрович Вахромеев. На ремонт читальни было израсходовано более 2 тыс. руб., не считая частных пожертвований, например, К. М. Иваньшин внес 700 руб. для "крайне симпатичного общества", а И. Н. Дунаев выделил 500 руб. на нужды устраиваемого Ярославским хоровым обществом народного театра - на доступные для народа цены. Сезон 1902/1903 гг. стал кульминационным в деятельности Ярославского хорового общества. В здании городской читальни регулярно давались концерты и народные спектакли - оперы "Демон" А. Г. Рубинштейна, "Мазепа" П. И. Чайковского, "Паяцы" Р. Леонкавалло, "Аскольдова могила" А. Н. Верстовского, номера из оперы А. П. Бородина "Князь Игорь" под управлением Н. Н. Алмазова. Начали работать театральные мастерские, спектакли ставились в костюмах собственного изготовления. Некоторые исполнительные собрания Ярославского хорового общества носили благотворительный характер. Так, 10 января 1904 г. в зале мужской гимназии состоялся концерт в пользу недостаточных учащихся высших учебных заведений города Москвы и Петербурга - бывших воспитанников Ярославской гимназии. В 1904 г. преобразовано в Ярославское общество пения под председательством Р. Каатца. В 1907 г. силами Общества пения был построен Новый (Общедоступный) театр, в нём регулярно гастролировали профессиональные драматические, оперные и опереточные товарищества. С 1908 по 1912 гг. с небольшими перерывами музыкально-сценической частью театра заведовал Н. Н. Алмазов. Афиши исполнительных собраний Общества в эти годы пестрели фамилиями крупных антрепренеров, именами известных оперных и драматических артистов, среди которых встречались ярославцы, например, баритон А. К. Минеев, впоследствии успешно выступавший на столичной сцене. Здание Общедоступного театра сгорело во время мятежа в июле 1918 г. Таким образом, уже в первые годы становления Ярославское хоровое общество (Ярославское общество пения) подарило ярославцам не только незабываемые музыкальные впечатления, но и подготовило почву для последующего развития профессиональной музыкальной культуры Ярославля.

Бродова И. А. Н. Н. Алмазов (1864-?) - видный музыкальный деятель Ярославского края на рубеже XIX-XX веков // Роль творческой личности в развитии культуры провинциального города : материалы регион. науч. конф. [...] Ярославль, 2000. С. 3-21. (Алмазовские чтения ; 1).

Бродова И. А. Ярославское хоровое общество : (К 100-летию со дня основания) // Ярославский календарь на 2000 год. Ярославль, 2000. С. 26-28.

Скребков А. Н. Н. Алмазов : к 100-летию постановки оперы Верстовского "Аскольдова могила" в Ярославле // Ярославская культура. 2001. № 2 (14). С. 11 : портр.

Бродова И. А. У Ярославля должна быть своя музыкальная биография // Роль творческой личности в развитии культуры провинциального города : материалы регион. науч. конф., 14 нояб. 2002 г. Ярославль, 2002. С. 6-26. (Алмазовские чтения ; 2).

Дата обноления: 05.06.20.

1912 год

Открылось "Товарищество Рыбинского пароходства"

В первой половине XIX века в дополнение к Вышневолоцкой системе XVIII века были созданы ещё две водные системы, соединившие Волгу с Санкт-Петербургом: Мариинская (1808) и Тихвино-Никольская (1811). Рыбинск стал важнейшим внутренним портом страны, "столицей бурлаков". Основной тягловой силой судов того времени были бурлаки. Во время навигации в Рыбинске собиралось до 130 тысяч бурлаков, тогда как население города насчитывало не более 7 000 жителей. Массовое развитие речного пароходства в России началось в 1840-х гг. К 1870 году бурлаки на Волге практически исчезли. Активным сторонником развития нового вида водного транспорта был инженер, будущий министр путей сообщения Павел Петрович Мельников (1804–1880). В 1841 г. он прибыл в Рыбинск агитировать купцов за развитие пароходства, но поначалу не встретил понимания. В 1846 году к рыбинской пристани пришвартовался первый пароход с двумя баржами, гружёнными 150 тысячами пудов хлеба. Расстояние от Самары до Рыбинска пароход покрыл за 16 дней, бурлакам на преодоление того же пути требовалось два месяца. В 1863 г. в с. Абакумове близ Рыбинска купец Николай Михайлович Журавлёв (1810–1872) построил судостроительный завод. За первые двадцать лет работы на заводе было построено 49 пароходов, более 60-ти пароходных паровых машин и около 100 паровых котлов. В 1873 г. завод впервые в России освоил суда американского типа. Кроме того Н. М. Журавлёв стал хозяином малого пароходства, обслуживавшего пригородное сообщение. После смерти Н. М. Журавлева дело продолжил его сын Михаил Николаевич Журавлев (1840-1917). В начале XX в. в Рыбинске организуется больше десятка акционерных обществ в сфере судоходства. Здесь имели собственные пристани все крупнейшие российские пароходные общества – "По Волге", "Кавказ и Меркурий", "Самолёт". А пароходная компания "Общество крестьян" и товарищество "Рыбинское пароходство" держали свои главные конторы непосредственно в Рыбинске. Суда "Рыбинского пароходства" были построены частично на заводе Журавлевых, частично в Финляндии, носили интересные "рыбные" названия: "Язь", "Стерлядь", "Осетр", ходили по Волге и ладожским каналам.

Козлов А. Ах, белый пароход : [интервью] / А. Козлов ; [кор.] В. Тихомиров // Золотое кольцо. 1993. 23 января.

Козлов А. Пароходный Рыбинск // Волга. 1996. № 5/6. С. 4-6.

Петухова Н. А. Династия Журавлевых // Опочининские чтения. Мышкин, 1996. Вып. 5. С. 69-82.

Памятные даты Рыбинского муниципального округа на 1997 год / авт.-сост. А. Б. Козлов. Рыбинск, 1997. С. 12.

Козлов А. Б. Маленькая Англия в Рыбинском уезде // Рыбинская неделя. 2012. 15 февраля.

Дата обновления: 05.06.20.

1911 год

В Бурмакинском театре, созданном по инициативе дворянина Николая Владимировича Скородумова, состоялась первая в России постановка в сельском народном театре драмы А. С. Пушкина "Борис Годунов"

В начале XX в. один из популярных в то время любительских театров был создан в с. Бурмакине Ярославского уезда. Инициатором стал студент Московского университета Николай Владимирович Скородумов, приехавший на каникулы в свое родовое имение. Вместе со своим другом, тоже студентом и актером Московского художественного театра, Владимиром Владимировичем Готовцевым (впоследствии народным артистом РСФСР) они организовали занятия по дикции, мимике и гриму, режиссировали. Первые спектакли прошли в 1906 г., это были небольшие пьесы, инсценировки. Затем были поставлены  более сложные вещи: "Женитьба" Н. В. Гоголя, "Гроза" и "Лес" А. Н. Островского, "Власть тьмы" Л. Н. Толстого. Наибольший успех имела постановка трагедии А. С. Пушкина "Борис Годунов" в июле 1911 г. В подготовке спектакля принимал участие художник-передвижник Владимир Дмитриевич Поленов, увлекшийся идеей создания в Москве Дома народного творчества как методического центра помощи провинции. Будучи тогда сценографом в Московском Художественном театре (МХТ), он написал для сельской постановки эскизы декораций. Бурмакинский народный театр существовал до 1967 г.

Скородумов Н. В. На сцене села Бурмакина : [фрагменты воспоминаний] // Наука и жизнь. 1966. № 6. С. 144-147.

Бражник М. "Борис Годунов" - в Бурмакине // Северный рабочий. 1987. 12 июля.

Солеников А. Российский дом рождался в Бурмакине // Северный край. 1996. 17 февраля.

Слово о земле Большесольской. Кострома, 1999. С. 220-224.

Дата обновления: 05.06.20.

 
 

© Все права на материалы, опубликованные на сайте demetra.yar.ru, принадлежат ГАУК Ярославской области «Ярославская областная универсальная научная библиотека имени Н.А. Некрасова» и охраняются в соответствии с законодательством РФ.
Использование материалов, опубликованных на сайте demetra.yar.ru допускается только с письменного разрешения правообладателя и с обязательной прямой гиперссылкой на страницу, с которой материал заимствован. Гиперссылка должна размещаться непосредственно в тексте, воспроизводящем оригинальный материал demetra.yar.ru, до или после цитируемого блока.