События 12 июля в истории Ярославской области:

1692 год

Назначение воеводой в Ярославль стольника Василия Алексеевича Соковнина

Дворянский род Соковниных происходит от баронов Икскюль (Мейендорф-Икскюль) – древнейшего германского рода, известного с середины XI в. Барон Иоганн фон-Икскюль поступил на службу к царю Ивану Васильевичу Грозному и при крещении получил имя Фёдора Ивановича. Его сын, Василий Фёдорович, носивший прозвище Соковня, был полковым головой во Пскове в 1552 г. Представители этого рода занимали различные государственные должности, в т. ч. при царском дворе. В 1697 г. окольничий Алексей Прокофьевич Соковнин, будучи приближенным к царю, выступил одним из организаторов заговора против Петра I, за что вместе с другими участниками 4 марта был казнен на Болотной площади в Москве.

Его сын, Василий Алексеевич Соковнин, занимал должность ярославского воеводы в 1692–1694 гг. [по данным К. Д. Головщикова – до 1696 г.]. В тот период по указу царей Ивана Алексеевича и Петра Алексеевича к Ярославскому воеводству были причислены Ростов и Переславль-Залесский. Ярославль именовался царскою отчиною, приказная изба – палатою, которая имела печать с изображением ярославского герба.

Конец карьеры В. А. Соковнина связан с преступлением отца. По указу от 20 марта 1697 г. три сына А. П. Соковнина были лишены званий, сосланы с женами и детьми в Белгород с «воспрещением отлучки».

С Ярославским краем связаны жизнь и деятельность многих представителей этого рода. Так, внук Алексея Прокофьевича, Сергей Петрович Соковнин (1747–1817), литератор, библиофил, чиновник особых поручений при ярославском губернаторе Алексее Петровиче Мельгунове (1722–1788), был автором «Опыта исторического словаря о всех в истинной православной греко-российской вере святою непорочною жизнию прославившихся святых мужах». Род Соковниных внесен в VI часть родословных книг Московской, Ярославской, Симбирской, Тульской и Орловской губерний.

Руммель В. В., Голубцов В. В. Родословный сборник русских дворянских фамилий. СПб., 1887. Т. 2. С. 401–412.

Головщиков К. Д. История города Ярославля. Ярославль, 1889. С. 164–166.

Барщевский И. Ф. Исторический очерк города Ярославля. Ростов Яросл., 1900. С. 53. (Труды Ярославской губернской ученой архивной комиссии ; кн. 3, вып. 4).

Энциклопедический словарь / издатели : Ф. А. Брокгауз, И. А. Ефрон. СПб., 1900. Т. 30 А (60). С. 722.

Указ о назначении воевод в Ярославль из Разрядного приказа [1692 г., июля 8] // Ярославль : история города в док. и материалах от первых упоминаний до 1917 года. Ярославль, 1990. С. 120–121.

Указ о назывании в грамотах города Ярославля «отчиною», а приказной избы ― «палатою» [1692 г., июля 27] // Там же. С. 121.

Алексеев Н. М. Из рода Соковниных // Опочининские чтения. Мышкин, 2002. Вып. 9/10. С. 66–72.

 «Золотой век Ярославля» : опыт культурографии русского города XVII – первой трети XVIII века. Ярославль, 2004. С. 93.

Дата обновления: 08.05.19.

1693 год

Освящение церкви Богоявления в Ярославле

Со времени христианизации поселения Медвежий угол, предшественника Ярославля, на протяжении веков сохранился обычай устраивать в крещенские праздники Иордань – прорубь для освящения воды – на р. Которосли, близ того места, где расположен храм, посвященный двунадесятому празднику Богоявления (Крещения) Господня. Пятиглавый каменный храм построен в 1684–1693 гг. на месте древней деревянной церкви, упоминавшейся еще в XIII в., купцом гостиной сотни Алексеем Абрамовичем Зубчаниновым. Надпись на восточной стене в алтаре (не сохранилась) сообщала дату освящения храма ростовским митрополитом Иоасафом – 2 июля 1693 г. Церковь бесстолпная, пятиглавая, без подклета, с трех сторон окружена галереями, обращенными в приделы. С северной её стороны находился придел в воспоминание Страшного Суда, с южной – теплый придел во имя Димитрия Прилуцкого. У северо-западного угла восьмигранная невысокая шатровая колокольня. Храм снаружи богато украшен полихромными изразцами. Завершение основного объёма храма декорировано системой идущих в два ряда крупных кокошников, что является отражением в ярославском зодчестве традиций московской архитектуры. После пожара 1753 г. старые деревянные главы, венчающие тонкие изящные барабаны, были заменены новыми, барочной формы.

Стенописи церкви Богоявления датируются 1691–1693 гг. Стилистическая неоднородность композиционно-образного и цветового строя росписи указывает на участие в её выполнении представителей двух разных художественных артелей. Живопись сводов исполнена с монументальным размахом, в интенсивной и звучной цветовой гамме и, по мнению ряда исследователей, принадлежит артели выдающихся ярославских мастеров Дмитрия Григорьева Плеханова и Фёдора Игнатьева. По каким-то причинам эти мастера были отозваны, и, вероятно, работу на стенах завершили в более сдержанной манере ярославские художники средней руки. В 1800-е гг. нижний ярус стенописей и подзор были поновлены в клеевой технике Семёном Степановым Завязошниковым.

Роспись состоит из 320 сюжетных клейм и сохранилась практически полностью. Тематика росписи ограничена евангельским циклом. Ввиду отсутствия световых барабанов основную идейно-эмоциональную роль в интерьере храма выполняет сомкнутый свод, паруса которого составляют его четыре части. В каждый из образующих свод треугольников мастерски вписаны крупные по масштабу композиции евангельских праздников. В восточном секторе – изображение Новозаветной Троицы с предстоящими Богоматерью и Иоанном Предтечей («Предвечный совет»). Фигуры Христа и Саваофа в царских коронах, сидящие на троне, окружены белой глорией (славой), которая зрительно заменяет изображение в куполе. Крест Голгофы в этой композиции – осевой центр иконостаса. Пирамидальная схема построения повторяется и в росписи трех остальных частей свода, посвященных центральным евангельским событиям – Воскресению, Вознесению и Успению. Композиционным центром сцен служит фигура Христа, окруженная золотистой глорией. Сцена «Сошествия во ад» отличается оптимистическим звучанием и смелым цветовым решением. Христос стоит на вереях (столбах ворот) ада и подает руку восстающему из гроба Адаму. Архангел Михаил победным жестом ввергает в ад Сатану. На черном фоне преисподней выделяются цепи, гвозди, ключи и скобы, символизирующие рабство греха. Живопись стен включает в себя один из самых обширных в русской фреске (около 100 композиций) евангельский цикл, рассказывающий о земной жизни и страданиях Иисуса Христа. Евангельскими сюжетами, начиная с «Проповеди Иоанна Крестителя» и кончая «Тайной вечерей» и «Омовением ног», заняты шесть верхних ярусов. Многолюдные сцены сменяют одна другую: на фоне городской архитектуры и в пейзаже, где художник изобразил характерный северный лес. Мастера пытаются раскрыть психологический подтекст евангельских событий. В  главной для храма сцене «Богоявления» Иоанн Предтеча, окруженный толпой народа, указывает вытянутой рукой на приближающегося Иисуса. Этот жест повторили и художники Возрождения, и русский классик Александр Иванов, создавая полотно «Явление Христа народу».

Большинство икон для иконостаса, первоначально тяблового, были написаны в 1684–1691 гг. Семёном Спиридоновым Холмогорцем. Иконы неоднократно поновлялись, в том числе в XIX в. – упомянутым ранее Семёном Завязошниковым. Сохранившийся золочёный шестиярусный иконостас в стиле барокко относится к началу XVIII в. Основным мотивом его нарядного резного орнамента являются виноградные гроздья, близкие к формам живой природы. Центральную часть иконостаса во всех ярусах украшают фигуры ангелов, выполненные в грубоватой народной манере.

Богоявленская церковь серьезно пострадала в дни июльского мятежа 1918 г.: были пробиты снарядами южная и западная стены центрального храма, разбиты венчающие храм кокошники и главы, сгорели перекрытия и кровля, выгорел южный придел. Осень 1926 г. – церковь закрыта и передана Ярославскому Губмузею. В 1950-е гг. началась научная реставрация специальной научно-реставрационной производственной мастерской (ЯСНРПМ). Были восстановлены луковичное завершение четырех малых глав, первоначальная форма сводов и наличников окон, кладка фасадов и т. д. По древнерусским рецептам взамен утраченных изготовлены изразцы в керамическом цехе ЯСНРПМ (руководитель А. А. Егоров). Красочный слой во всем храме был укреплен и промыт, отреставрированы иконы (под руководством В. Г. Брюсовой).

С 1998 г. находится в совместном владении Ярославского музея-заповедника и Русской православной церкви. Придел Дмитрия Прилуцкого  отремонтирован и приспособлен для служб, реставрация продолжалась до 2002 г. 29 сентября угличским епископом Иосифом придел переосвящен во имя благоверных князей Василия и Константина, ярославских чудотворцев.

Литература

Церковь Богоявления в Ярославле / Яросл. художеств. о-во; текст Н. Г. Первухина; фот. И. А. Лазарева; рис. обл. С. Ф. Шитова. Ярославль, 1916. 27 с., 15 л. ил.

Брюсова В. Г. Фрески Ярославля XVII – начала XVIII века. М., 1969. С. 122–125.

Блажевская С. Е. Церковь Богоявления в Ярославле. М., 2002. 72 с. (Памятники художественной культуры Древней Руси).

«Золотой век Ярославля» : Опыт культурографии русского города XVII – первой трети XVIII века. Ярославль, 2004. С. 94.

Рутман Т. А. Храмы и святыни Ярославля: история и современность. 2-е изд., перераб. и доп. Ярославль, 2008. С. 164–171.

Дата обновления: 08.05.19.

1932 год

День рождения ярославского архитектора Виктора Федоровича Марова (1932-1999)

Родился 12 июля 1932 г. в с. Холуй Вязниковского района Владимирской области. Окончил с отличием Московский Архитектурный институт (1956) г. Член Союза архитекторов России и СССР (с 1963 г.). Трудовую деятельность (с 1956 по 1960 гг.) начал в управлении главного архитектора г. Ярославля, затем становится заместителем главного архитектора. С 1969 по 1977 гг. – главный архитектор и директор специальной научно-реставрационной мастерской. С 1977 по 1978 гг. – главный инженер отдела по делам строительства и архитектуры Ярославского облисполкома. С 1978 г. работал в институте "Ярославгражданпроект", где занимал должность главного специалиста и затем начальника архитектурно-планировочной мастерской и осуществлял руководство по архитектурно-планировочным работам: проектам генеральных планов и проектов планировки городов и поселков Ярославской области, проектам детальной планировки жилых районов Ярославля. В составе авторских коллективов принимал участие в архитектурной работе при создании памятников монументального искусства в Ярославле. В их числе памятник В. И. Ленину на пересечении Советской улицы и проспекта Ленина (1958), памятник Ф. Г. Волкову на Волковской площади (1973), памятник-монумент Боевой и Трудовой Славы с Вечным огнем на границе Мичуринского парка (1968). Планировка площади перед этим памятником выполнена по его проекту. С 1992 г. преподавал на архитектурном факультете Ярославского государственного технического университета. Активно занимался общественной деятельностью долгое время, возглавляя Ярославское отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. Автор около 20 публикаций в областной периодической печати, им подготовлен ряд путеводителей по Ярославлю, изданных в 1985 и 1988 гг. Его монография "Ярославль. Архитектура и градостроительство и начала XX века" (Ярославль, 2000) стала первым научным исследованием ярославского зодчества, учебно-методическим и справочным пособием. Награжден почетными грамотами, дипломами и медалью Министерства культуры РСФСР.

Российская архитектурно-строительная энциклопедия. М., 1998. Т. 5. С. 528.

[Некролог] // Золотое кольцо. 1999. 9 дек.

Егорова Т. Однажды и навсегда // Северный край. 2002. 12 июля.

Дата обновления: 08.05.19.

 
 

© Все права на материалы, опубликованные на сайте demetra.yar.ru, принадлежат ГАУК Ярославской области «Ярославская областная универсальная научная библиотека имени Н.А. Некрасова» и охраняются в соответствии с законодательством РФ.
Использование материалов, опубликованных на сайте demetra.yar.ru допускается только с письменного разрешения правообладателя и с обязательной прямой гиперссылкой на страницу, с которой материал заимствован. Гиперссылка должна размещаться непосредственно в тексте, воспроизводящем оригинальный материал demetra.yar.ru, до или после цитируемого блока.