События 24 февраля в истории Ярославской области:

1843 год

День рождения русской художницы, иллюстратора Елизаветы Меркурьевны Бём (Эндауровой, 1843-1914)

Родилась 12 февраля 1843 г. в Санкт-Петербурге. Происходила из татарского рода Эндауровых, представители которого перешли на службу к русским царям в XV в. Отец – Меркурий Николаевич (1816‒1906), военный чиновник, ярославский дворянин. Мать – Юлия Ивановна Богуславская (1820‒190(?)). В 1850 г. отец подал в отставку и семья переехала в сельцо Щепцово (ныне – д. Щипцово) Пошехонского уезда Ярославской губернии.

С 1857 по 1864 гг. обучалась в рисовальной школе Общества поощрения художников (Санкт-Петербург) у И. Н. Крамского, П. П. Чистякова, А. Е. Байдмана. Во время летних каникул и после окончания учебы жила в родовом имении. Усадьба располагалась в живописном месте на берегах чистой, вьющейся среди полей и перелесков речки Тулши. Барский дом (он не сохранился) стоял на высоком левом берегу. Фрагменты парка – вековые липы, дубы, ивы – до сих пор доминируют в пейзаже. Сохранился также один из двух усадебных прудов. В 1865 г. они со старшей сестрой Екатериной поселились в Петербурге у своей подруги мадам Пинто (Дмоховской), жены итальянского консула. Елизавета Меркурьевна общалась с известными писателями, художниками, музыкантами, профессионально занималась рисованием, освоила технику литографирования.

В 1867 г. вышла замуж за Людвига Францевича Бёма (1825-1904), обрусевшего венгра, музыканта-скрипача, с 1870 г. – преподавателя, позднее – профессора Петербургской консерватории. После замужества с семьей ездила на лето в родную деревню (до середины 1870-х гг.). Все образы, которыми прославилась художница, отсюда – из ярославской стороны – животные, сцены деревенской жизни, дети. Уверенно можно говорить о «ярославском происхождении» и пейзажных мотивов. Не случайно ещё в юности начала создавать иллюстрации к произведениям Н. А. Некрасова. В 1872 г. часть рисунков к поэме Н. А. Некрасова «Мороз, Красный нос» переведены в литографию и изданы.

В 1870-х гг. активно начала работать в технике «силуэт» и принялась за «издание своих первых книг силуэтов, литографируя их сама и на камне». Только возможности литографии (рисования на камне) позволяли ей не только сразу выпускать свои книги небольшими тиражами, но делать тончайшую проработку всех деталей, которая была бы невозможна при вырезании ножницами. В 1875 г. создала альбом открыток «Силуэты», а в 1877 г. – альбом «Силуэты из жизни детей». Оба альбома были изданы в картографическом заведении А. А. Ильина.

1880 г. – альбом «Пирог», в забавных силуэтах которого развивается история маленьких девочек, сделавших пирог и к радости собаки уронивших его.

1882 г. – альбом «Из деревенских воспоминаний». Сотрудничала с издательством «Посредник» по приглашению Л. Н. Толстого; с издателем И. Д. Сытиным, который заказывал её рисунки.

Для самых маленьких детей она иллюстрировала сказку «Репка» (1882), для них же создала небольшие альбомы «Пословицы в силуэтах» (1884) и «Поговорки и присказки в силуэтах» (1885).

Сотрудничала в детских журналах «Игрушечка» (1882–1886) и «Малютка» (1886–1887). Начало 1890-х гг. – иллюстрации к повести Н. С. Лескова «Оскорбленная Ненэта», басням И. А. Крылова и «Запискам охотника» И. С. Тургенева.

1896 г. – 25-летний юбилей творческой деятельности, поздравления прислали Л. Н. Толстой, И. Айвазовский, И. Е. Репин, А. Сомов, И. Забелин, А. Майков. В этот же год прекратила работать в технике силуэта из-за проблем со зрением.

«Силуэты» Е. М. Бём имели международное признание, они печатались в Германии, Франции, Англии, Америке и принесли ей награды: 1900 г. – Париж; 1902 г. – Мюнхен, 1906 г. – Милан (золотая медаль).

Новый этап в творчестве – создание эскизов для стеклянной посуды. Эти предметы демонстрировали на всемирных и всероссийских выставках: 1893 г. в Чикаго (США), 1896 г. в Нижнем Новгороде, 1900 г. в Париже (Франция).

В начале 1900-х гг. Е. М. Бём открыла для себя новый вид печатной графики – оригинальные открытки (всего 350 сюжетов), которые выходили под её именем большими, для своего времени, тиражами и неоднократно переиздавались. В 1902 г. художница нарисовала два открытых письма в пользу Ярославского общества содействия народному образованию: «Ярославцы все красавцы...», «Вот над колосьями в синем венке черная быстро мелькнула головка. Вишь ты, куда забежала плутовка! Н. А. Некрасов». В «Северном крае» (2 мая 1902) появилась заметка, в которой сказано: «Замечательно, что художница подошла к работе не формально, не просто предоставила имеющийся у нее материал, а подготовила специальные композиции, выбрала тексты, имеющие отношение к Ярославлю».

1910-е гг. – сотрудничество с издательством М. О. Вольфа в серии «Моя первая книга».

В книге «Азбука», над которой она работала в последние годы жизни, художнице очень хотелось создать нечто среднее между букварём и научно-популярной книгой и включить туда как можно больше сведений о всех и всяческих вещах: монетах разного времени, сибирских камнях, посуде, русском оружии, сказочных персонажах и т.д. В 1913–1914 гг. И. С. Лапин (поставщик двора) издал «Азбуку» в Париже: большой формат, 7–10 рисунков на каждую букву, 5 выпусков по 6 иллюстраций; тираж 1 000 экз. Ещё 100 нумерованных экземпляров – с автографом художницы. Книга была издана «на французской мелованной бумаге в роскошном коленкоровом переплете с двумя металлическими под старое серебро застёжками и пряжками».

Умерла 25 июля (7 августа) 1914 г.; похоронена рядом с мужем на Новодевичьем кладбище Санкт-Петербурга. В воспоминаниях дочери Е. Л. Барсовой указана дата 25 января.

«Азбука» с рисунками Е. М. Бём издана: 1920-е гг. – в Праге, вторая половина 1940-х гг. – в Нью-Йорке, 2013 г. – в Киеве.

17 декабря 2002 г. – 9 февраля 2003 г. на грант губернатора Ярославской области осуществлен проект ЯХМ «“Ярославцы все красавцы...”: Елизавета Бём (1843–1914). К 160-летию со дня рождения», представлено более 400 работ. В рамках проекта издана «Чудесная азбука Елизаветы Бем. Старые открытки из коллекции А. И. Лисицына» (сост. Л. Я. Битколова, 2006).

Выставка «Рождественские сказки Елизаветы Бём» прошла во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства (Москва) 25 декабря 2012 г. – 20 января 2013 г.

2014 г. – выставка ЯГИАХМЗ «Вербное воскресенье» (использованы открытые письма Е. М. Бём).

Источники

РГАЛИ. Ф. 122. Горбунов-Посадов Иван Иванович (псевдоним Горбунов, 1864‒1910); Ф. 660. Московское общество любителей художеств (1860‒119); Ф. 2036. Бём Елизавета Меркурьевна (1843‒1914).

ГАЯО. Ф. 151. Ярославская палата гражданского суда; Ф. 213. Ярославское губернское дворянское депутатское собрание; Ф. 346. Ярославский окружной суд («Дела о поместье и дворянском роде»).

Лаврентьева С. Друг детей Е. М. Бём // Русская старина. 1911. Март.

Литература

Художники народов СССР. М., 1970. Т. 1. С. 360–361.

«Ярославцы все красавцы...» Елизавета Бем, 1843-1914 (к 160-летию со дня рождения). Графика, книги, открытые письма, изделия из хрусталя : [кат. выст.] / Яросл. художеств. музей; автор проекта Т. Лебедева. Ярославль, 2002. [12] с.

Лебедева Т. А. «Кто о чем, а мы о своем пишем...» (Елизавета Бем и Ярославский край) // Ярославская старина. Ярославль, 2006. Вып. 6. С. 24‒31. [Дата смерти - 25 янв. 1914 г.]

Еремина И. Искусство для людей // Библиополе. 2006. № 12 (декабрь). С. 51‒56.

Чапкина-Руга С. А. Русский стиль Елизаветы Бем : [альбом]. М., 2007. 533 с. : ил.

Гонозов О. С. «Выпьем чайку, позабудем тоску» // Филателия. 2011. № 10 (октябрь). С. 44‒47.

Елизавета Бем : иллюстрир. кат. почт. открыток / [авт. текста: Н. А. Мозохина]. Киров, 2012. 191 с. : ил.

Дата обновления: 23.01.19.

1896 год

День рождения артиста, педагога и историка театра, драматурга Николая Михайловича Севера (1896-1969)

Родился 12 февраля 1896 г. в с. Галичье Тульской губернии. Настоящая фамилия Сороко. В 1912 г. появились его первые публикации стихов под псевдонимом Север. Участвовал в Первой мировой и Гражданской войнах, был тяжело ранен, контужен. После демобилизации жил в Казани, учился одновременно в педагогическом институте и театральном техникуме. В начале 1920-х гг. состоял членом  Общества драматических и музыкальных писателей, писал пьесы для детей. В 1921 г. поступил на сцену актером, работал во многих городах. С 1943 г. - актер театра им. Ф. Г. Волкова, преподаватель Ярославского театрального училища. В конце 1950-х гг. оставил сцену и полностью переключился на литературную работу. Написал пьесу "Федор Волков" (премьера спектакля состоялась 12 июля 1963 г. в Москве на сцене МХАТа), трилогию об актерах XVIII в. ("Федор Волков", "Ярославская Мельпомена", "Судьба актера"), создал фундаментальный труд "Летопись театра им. Ф. Г. Волкова" (Ярославль, 1973). Награжден медалями "За трудовую доблесть", "За доблестный труд в Великой Отечественной войне", "За победу над Германией". Умер 29 октября 1969 г. в Ярославле, похоронен на Леонтьевском кладбище.

Современные ярославские писатели. Ярославль, 1981. С. 60-63.

Ваняшова М. Г. Тринадцатый сын // Золотое кольцо. 1996. 11 апреля. С. 4.

Ваняшова М. Г. Николай Север: вернуться в жизнь хотя б одной строкою... // Дом Волкова. 2006. № 14. С. 10-11.

Дата обновления: 23.01.19.

 
 

© Все права на материалы, опубликованные на сайте demetra.yar.ru, принадлежат ГАУК Ярославской области «Ярославская областная универсальная научная библиотека имени Н.А. Некрасова» и охраняются в соответствии с законодательством РФ.
Использование материалов, опубликованных на сайте demetra.yar.ru допускается только с письменного разрешения правообладателя и с обязательной прямой гиперссылкой на страницу, с которой материал заимствован. Гиперссылка должна размещаться непосредственно в тексте, воспроизводящем оригинальный материал demetra.yar.ru, до или после цитируемого блока.