События 8 ноября в истории Ярославской области:

1876 год

Открытие Ростовского городского страхового общества

Ростовское общество взаимного страхования от огня недвижимых имуществ было создано по инициативе Андрея Александровича Титова, ставшего его председателем. 27 октября 1876 г. состоялось собрание участников страхования, на котором было избрано правление общества и председатель. 1 ноября, получив инструкции, составленные председателем, правление приступило к принятию "на страх" недвижимых имуществ. Деятельность общества осуществлялась на основании утвержденного министром внутренних дел 11 ноября 1865 г. устава о добровольном страховании. Поддержку обществу оказала городская Дума, выделив в основной капитал 20 тыс. руб. и предоставив помещение для правления. На всем протяжении своего существования общество действовало успешно, выполняя обязательства перед страхователями. Все пожарные убытки возмещались по взаимному соглашению в кратчайшие сроки. Правление принимало меры к предупреждению пожарных случаев, содержало пожарного служителя, приобретало противопожарный инструмент. Члены правления работали бесплатно, часто принимая относящиеся к обществу расходы на свой счет.

Отчет правления Общества взаимного страхования от огня недвижимых имуществ в г. Ростове Ярославской губернии 1877 года 1-го января. Ростов, 1877. 11 с.

История торговли и промышленности в России / под ред. П. Х. Спасского. СПб., 1911. Т. 1. С. 34.

Дата обновления: 04.07.19.

1896 год

Открытие в Ярославле городских классов рисования

Главным инициатором их создания стал художник и педагог Петр Александрович Романовский (1867-1915). Он приехал в Ярославль в 1885 г. после окончания Московского Строгановского художественно-промышленного училища. Работал учителем рисования и черчения в учебных заведениях, создал частную художественную школу. Число желающих заниматься в ней быстро росло, и П. А. Романовский с группой местных энтузиастов подали прошение в Ярославскую городскую думу об открытии общедоступных классов рисования. 27 октября 1896 г. состоялось их торжественное открытие. Перед классами ставилась задача обучения техническому рисованию ремесленников и подготовки желающих к поступлению в учебные заведения, где требовались экзамены по рисунку. Городская дума выделила помещение в здании театра, а Петербургское училище технического рисования барона А. Л. Штиглица снабдило классы нужными пособиями, материалами и выделило денежные субсидии на три года. В первом профессиональном художественном учебном заведении Ярославля преподавались рисование, черчение, лепка, основы истории изобразительного искусства и другие предметы. Для широкой публики устраивались художественные вечера, читались лекции по искусству, устраивались выставки. Многие из учащихся продолжили затем образование в ведущих художественных учебных заведениях России и, став художниками-профессионалами, возвратились обратно в Ярославль. Представители этой новой плеяды художников стали инициаторами создания в 1919 г. в Ярославле свободных художественных мастерских, на базе которых 1 октября 1921 г. начал свою деятельность Ярославский художественно-педагогический техникум, с 1936 г. - художественное училище.

Памятная книжка Ярославской губернии на 1898 год. Ярославль, 1898. С. 33 ( отд. V).

Голенкевич Н. П. Художественное образование в Ярославле // Ярославский календарь на 1996 год. Ярославль, 1996. С. 35-37.

Ярославское художественное училище. Основано в 1896 году : [буклет]. Ярославль, 2001. 1 разв. л.

Дата обновления: 04.07.19.

1925 год

Создано Ярославское отделение Ассоциации художников революционной России (АХРР)

Инициаторами создания филиала Ассоциации художников революционной России (сокращённо - АХРР) в Ярославле были молодые художники, первые выпускники Художественно-педагогического техникума. Организационное собрание состоялось в августе 1925 г. в здании художественной галереи с участием педагогов Михаила Алексеевича Владыкина и Сергея Фёдоровича Шитова, а также директора галереи Александра Ивановича Малыгина. После получения из Москвы декларации и устава художники на собрании, состоявшемся 8 ноября, приняли единогласное решение "влиться коллективно в состав АХРР". В филиал вступили 23 художника. Председателем был выбран Александр Алексеевич Грачёв (1900-1942). Опираясь на положение о филиалах АХРР, уже в декабре 1925 г. художники начали вести работу среди учащихся Ярославского художественно-педагогического техникума по объединению молодежи. 7 декабря в техникуме на общем собрании учащиеся организовали кружок по изучению современного искусства. Позднее, в процессе деятельности кружка, была создана молодёжная организация - ОМАХРР. В январе 1926 г. были созданы отделения АХРР в Ростове и Тутаеве. Деятельность Ярославского филиала АХРР с самого начала проявилась в понятной всем агитационной форме - монументальном искусстве: к октябрьским праздникам 1925 г. силами молодёжи были украшены улицы и площади. Объединяясь, художники в первую очередь поставили задачу повышения своего художественного мастерства, а значит - создание студии. Для неё А. И. Малыгиным была предложена комната в здании картинной галереи, которую нужно было предварительно отремонтировать и оборудовать. Это было сделано самими ахровцами, и студия начала работу. Занятия проводились по вечерам. Художники делали наброски с натуры, постигали основы реалистического рисунка, делились секретами профессионального мастерства. Здесь же читались лекции и доклады по вопросам изобразительного искусства. На лекции приглашались все желающие. Выставочная деятельность объединения проводилась под лозунгом "искусство - в массы". Писались и экспонировались произведения по разработанным темам: "Революционные события нашего края", "Город и труд", "Волга" и другие. Самой значительной была выставка, устроенная в залах ярославской картинной галереи в марте 1927 г. В творчестве художников Ярославского филиала не было стилистического единства. "В Ассоциации допустимы различные течения живописи, различные художники… Важно, что пишет художник, важно, чтобы произведения вызывали интерес в настоящее время. Основная цель АХРР - стремиться, чтобы художественные произведения были понятны не отдельной группе ценителей, а всей массе", - этот взгляд был высказан Самуилом Исааковичем Канером. Среди ярославских ахровцев приверженцем импрессионистической манеры был Николай Васильевич Перцев, народного лубка - Александр Иванович Малыгин, последователем Союза русских художников - Михаил Алексеевич Владыкин и др. Однако ассоциация, поставив себе задачу "отразить жизнь в ее революционном порыве", декларировала объединение "художников-реалистов". Центральное бюро АХРР, созданное для руководства филиалами страны в октябре 1925 г., регулярно высылало Бюллетени информационного бюро АХРР, которые стали во многом руководством в деятельности филиалов по всей стране, в т. ч. ярославского. Но в Ярославском крае сказывалось влияние местных традиций, в частности Ярославского художественного общества, педагогов техникума, музея. Ярославский филиал АХРР просуществовал всего лишь два с небольшим года. По инициативе приверженцев Ярославского художественного общества (основанного в 1909 г. и существовавшего до 1923 года) в январе 1928 г. создается новое творческое объединение - Общество работников изобразительных искусств.

Ассоциация художников революционной России : сб. воспоминаний, статей, документов / сост.: И. М. Гронский, В. Н. Перельман. М., 1973. 503 с., 36 л. ил.

Северюхин Д. Я., Лейкинд О. Л. Золотой век художественных объединений в России и СССР. СПб., 1992. С. 25, 339-340.

Голенкевич Н. П. Художественная жизнь Ярославля конца XIX - первой трети XX столетия. М., 2002. С. 41-45 : ил.

Дата обновления: 30.06.20.

 
 

© Все права на материалы, опубликованные на сайте demetra.yar.ru, принадлежат ГАУК Ярославской области «Ярославская областная универсальная научная библиотека имени Н.А. Некрасова» и охраняются в соответствии с законодательством РФ.
Использование материалов, опубликованных на сайте demetra.yar.ru допускается только с письменного разрешения правообладателя и с обязательной прямой гиперссылкой на страницу, с которой материал заимствован. Гиперссылка должна размещаться непосредственно в тексте, воспроизводящем оригинальный материал demetra.yar.ru, до или после цитируемого блока.