События 3 августа в истории Ярославской области:

1652 год

Освящена церквовь Богородицы Одигитрии - нижний теплый храм Воскресенского собора в г. Романов-Борисоглебске (Тутаеве)

Из "Сказания о Борисоглебской слободе" известно, что первый храм на месте нынешнего Воскресенского собора был срублен монахами в XIII в. и посвящен святым князьям Борису и Глебу. Во времена Ивана IV Грозного с тем же посвящением здесь была двухэтажная деревянная церковь. По названию церкви стала называться и слобода. После пожара (1631) борисоглебцы стали строить первый каменный храм как летний. Это была каменная трехшатровая церковь с двумя приделами. Главный престол храма посвящен Смоленской иконе Божией Матери, именуемой Одигитрия. Освящение церкви состоялось (как видно из надписи на западной стене) в день памяти небесных покровителей слободы святых страстотерпцев Бориса и Глеба - "в лето 7160 (1652) июля 24 дня". Почти через двадцать лет (1670) этот храм был переделан в теплый и послужил основанием для верхнего холодного храма во имя Воскресения Христова. В 1675 г. строительство мощного двухэтажного собора с галереей с трех сторон и двумя крыльцами было завершено. Венчают собор крупные купола пятиглавия. Храм действующий, никогда не закрывался. Наиболее почитаемым является образ Всемилостивейшего Спаса Нерукотворного (первая треть XV в.).

Лествицын В. Путеводитель по церквам г. Романов-Борисоглебска // Ярославские епархиальные ведомости. Ч. неофиц. 1875. № 12. С. 89-93; № 13. С. 97-102.

Воскресенский собор города Романова-Борисоглебска. М. : Отчий дом, 1998. 64 с.

Семенова С. Б. История строительства Воскресенского собора // Романов-Борисоглебская старина. 2007. № 3 (лето). С. 12-15.

Семенова С. Б. Воскресенский собор и храмы Романова-Борисоглебска. М. : Отчий дом, 2008. 80 с.

Семенова С. Б. О датировке и авторах стенописи Воскресенского собора в Тутаеве // XIV научные чтения памяти Ирины Петровны Болотцевой (1944-1995) / Яросл. художеств. музей. Ярославль, 2010. С. 97-107.

Дата обновления: 21.05.19.

1687 год

Освящена церковь Федоровской Богоматери в Ярославле. Начало строительства - 1682 г.

История Федоровской церкви восходит ко второй половине XVII в. До наших дней сохранился уникальный источник: "Повесть о начале зачатия и поставлении первой деревянной церкви святого Николая Чудотворца, что на Пенье...". Этот памятник ярославской посадской литературы повествует о событиях 1650-1770-х гг. истории церквей Николо-Пенского (с XIX в. - Федоровского) прихода. Согласно источнику, когда прихожанин Николо-Пенской церкви Иван Плешков заболел, ему в видении явились два старца в святительских одеждах. Они сказали, что для исцеления Иван должен отслужить молебен у чудотворной Федоровской иконы Божией Матери в Костроме, сделать копию святого изображения и воздвигнуть в Ярославле храм в ее имя. От одного решения идти в Кострому Иван исцелился. Он отслужил молебен у иконы. По его просьбе костромской иконописец Гурий Никитин (Кинешемцев) сделал копию с иконы и отправил её по Волге в Ярославль. Образ Федоровской Божией матери понесли крестным ходом, во время которого начались чудеса исцелений, к Николо-Пенской церкви. После этого всем миром было решено поставить Федоровский храм. 29 августа 1681 г. Ростовский и Ярославский митрополит Иона дал благословенную грамоту на постройку храма в честь иконы Федоровской Богоматери. Церковь создавалась на средства прихожан. Каменный пятиглавый храм был возведён в 1682-1687 гг., освящён 24 июля 1687 г. Иконы для храма написаны иконописцами Гурием Никитиным (Кинешемцевым) из Костромы и Иларионом Севастьяновым ("прозванием Башка") из Ярославля. В церкви два престола: во имя Федоровской иконы Божией матери и во имя Тихвинской иконы Божией Матери. Фёдоровская церковь типична для зрелого этапа в развитии ярославского храмового зодчества, выделяясь лишь лаконичностью декора. Входы первоначально были устроены со всех трёх сторон (запад, север, юг); их оформляли небольшие крыльца. В начале XVIII в. их разобрали, появились низкие крытые галереи. Высокое западное крыльцо с тройной аркой и изразцовым поясом пристроено в 1736 г. По пропорциям это один из самых гармоничных ярославских храмов Высота щедро декорированных барабанов и луковичных глав (22 м) значительно превышает высоту основного куба (14 м). Храм был закрыт в 1930 г. Использовался под жилье, в 1946-1986 гг. - под склад. В 1987 г. передан Русской православной церкви, являлся кафедральным собором Ярославской и Ростовской епархии до 2010 г., когда в Ярославле был построен и освящен Успенский собор.

Крылов А. П. Историко-статистический обзор Ростовско-Ярославской епархии. Ярославль, 1861. С. 94.

Повесть о начале зачатия и поставлении первыя деревяныя церкве святаго Николая чудотворца что на Пенье... [Николо-Пенской и Федоровской церквей] // Ярославские епархиальные ведомости. Ч. неофиц. 1872.  № 35 (30 августа). С. 275-281; № 36 (6 сентября). С. 283-292; № 37 (13 сентября). С. 293-298.

Маров В. Ф. Ярославль. Архитектура и градостроительство. Ярославль, 2000. С. 57–59.

Монастыри и храмы земли Ярославской. Ярославль ; Рыбинск, 2001. Т. 3. С. 85-86.

Церкви Ярославской епархии. Романов-Борисоглебск (Тутаев), 2001. С. 3. "Золотой век Ярославля" : Опыт культурографии русского города XVII - первой трети XVIII века. Ярославль, 2004. С. 85.

Рутман Т. А. Храмы и святыни Ярославля. Ярославль, 2005. С. 418-429.

Добрякова О. И. Федоровский кафедральный собор Ярославля // Ярославский календарь на 2007 год. Ярославль, 2007. С. 76-80.

Ярославский кафедральный Успенский собор / [авт. текста Тамара Рутман ; ред. А. М. Рутман]. Ярославль, 2011. С. 34.

Дата обновления: 21.05.19.

1822 год

День рождения духовного писателя Александра Матвеевича Бухарева (архимандрита Феодора) (1822-1871)

 Родился 22 июля 1822 г. в с. Фёдоровское Тверской губернии (ныне — Тверской области) в семье дьякона Матвея Лукича Бухарева и его жены Марфы. (В ряде источников приводится другая дата — 20 июля 1824 г.) Окончил Тверское духовное училище (1832‒1837) и Тверскую духовную семинарию (1837‒1842); учился в Московской духовной академии. В конце обучения, 8 июня 1846 г., принял монашество с именем Феодор, спустя месяц посвящён в сан иеромонаха. По окончании академического курса оставлен при академии бакалавром кафедры священного писания и назначен академическим библиотекарем.

В ноябре 1850 г. поставлен соборным иеромонахом московского Донского монастыря. В ноябре 1852 г. Святейший синод утвердил его экстраординарным профессором кафедры Священного Писания Московской духовной академии. В августе 1853 г. возведён в сан архимандрита и назначен помощником инспектора.

В 1854 г. переведён в Казанскую духовную академию на кафедру догматического и обличительного богословия, где был инспектором академии. 17 апреля 1857 г. награждён орденом Св. Анны II степени; в июле 1857 г. перемещён на кафедру нравственного богословия.

В своих научных изысканиях опирался на труды философа и богослова Ф. А. Голубинского (1797−1854); испытал влияние идей славянофилов: И. В. Киреевского, Н. В. Гоголя, В. Г. Белинского. Опубликовал ряд книг и статей, в которых отразились черты его философской системы, в том числе «Несколько статей о святом апостоле Павле» (СПб., 1860), «О православии в отношении к современности» (СПб., 1860), «Три письма Н. В. Гоголю» (СПб., 1860).

В январе 1858 г. назначен членом Санкт-Петербургского Комитета духовной цензуры, курировал журнал «Домашняя беседа для народного чтения», издававшийся в 1858‒1877 гг. Постепенно разница во взглядах привела к конфликту с редактором и издателем журнала В. И. Аскоченским (1813–1879), обрушившимся с критикой на труды о. Феодора.

Результатом стал перевод архимандрита Феодора в апреле 1861 г. в число братии Никитского монастыря в Переславле Владимирской губернии (ныне — Ярославская область).

В 1862 г. Святейший Синод запретил издание многолетнего труда — «Исследования Апокалипсиса» (впервые опубликован в 1916 г. в Сергиевом Посаде), что привело к решению о выходе из монашества. Святейший Синод дал разрешение на снятие духовного и монашеского сана с лишением о. Феодора звания магистра и права проживания в тех епархиях, где он пребывал монахом. 31 июля 1863 г. А. М. Бухарев подписал сложение сана и отречение от всех званий, надеясь получить большую свободу творчества.

16 августа 1863 г. он венчался с дочерью переславского помещика А. С. Родышевской. Жил в Твери, Ростове, Переславле. Средством к существованию были незначительные гонорары за сочинения и поддержка друзей.

Умер 2 апреля 1871 г. от туберкулёза. Был похоронен на Борисоглебском кладбище в Переславле, могила утеряна.

А. М. Бухарев входит в число предтеч православного модернизма наряду с А. С. Хомяковым, Ф. М. Достоевским, В. С. Соловьёвым и Н. Ф. Фёдоровым. Оказал значительное влияние на социальное христианство.

Популяризацией имени Александра Бухарева занимался о. Павел Флоренский (1882‒1937), издавший в 1916‒1917 гг. ряд его трудов.

Сочинения

Три письма к Н. В. Гоголю, писанные в 1848 году / [архим. Феодор]. — Санкт-Петербург : Тип. Мор. м-ва, 1860. — 260 с.

О православии в отношении к современности, в разных статьях архимандрита Феодора : [сб. ст. А. М. Бухарева (архим. Феодора)]. — Санкт-Петербург : Странник, 1860. — 334 с.

О современных духовных потребностях мысли и жизни, особенно русской : собрание разных статей А. Бухарева / [соч.] А. Бухарева. — Москва : А. И. Манухин, 1865. — 635 с.

Воспоминания о покойном заштатном священнике Новоиерусалимской слободы, отце Петре Томаницком / [А. Бухарев]. — Ярославль : Тип. Г. Фальк, 1871. — 50 с.

Исследования Апокалипсиса : С двумя портретами и тремя автографами А. М. Бухарева : Издание редакции «Богословского Вестника» / А. М. Бухарев (архим. Феодор). — Сергиев Посад : Тип. Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1916. — 649 с.

Письма архимандрита Феодора (Александра Матвеевича Бухарева) к казанским друзьям: В. В. Любимовой, А. И. Дубровиной и протоиерею В. В. Лаврскому / изд. и пояснил примеч. свящ. Павел Флоренский. — Сергиев Посад, 1917. — 136 с.

Литература

Гиляров-Платонов, Н. П. А. М. Бухарев. Некролог // Современные известия. — 1871. — 23 апреля. — С. 2.

Бухарев (Александр Матвеевич, в монашестве Феодор) // Энциклопедический словарь / издатели: Ф. А. Брокгауз, И. А. Ефрон. — Т. 5 (9). — С.-Петербург : Семёновская типолитогр. (И. А. Ефрона), 1891. –– С. 109–110.

Бухарев А. М. (1824−1871) // Русский биографический словарь. — Т. [3] : Бетанкур – Бякстер / изд. под наблюдением пред. Имп. Рус. ист. о-ва А. А. Половцова. — С.-Петербург : Имп. Рус. ист. о-во, 1908. — С. 559−561.

Белоруков, А. М., свящ. Внутренний перелом в жизни А. М. Бухарева // Богословский вестник. — 1915. — Октябрь. — С. 785−868.

Карпов, А. А. М. Бухарев (Архимандрит Феодор) // Путь. — 1930. — № 22 (июнь). — С. 24–51 ; № 23 (август). — С. 25−47.

Козырев, А. П. Бухарев Александр Матвеевич (архимандрит Феодор) // Русская философия : словарь / под общ. ред. М. А. Маслина. — Москва : Республика, 1995. — С. 70−71.

Архимандрит Феодор (А. М. Бухарев) : pro et contra : Личность и творчество архим. Феодора (Бухарева) в оценке русских мыслителей и исследователей : антология / подгот.: Б. Ф. Егоров и др. — Санкт-Петербург : Изд-во Рус. Христиан. гуманитар. ин-та, 1997. — 831 с. — ISBN 5–88812–048–0.

Бухарев Александр Матвеевич (1824−1871) // Русские писатели-богословы : Историки Церкви. Исследователи и толкователи Священного Писания / Рос. гос. б-ка ; Новоспасский монастырь. — 2-е изд. — Москва : Пашков дом, 2001. — С. 226−230.

Фатеев, В. А. Бухарев Александр Матвеевич // Православная энциклопедия. — Т. 6. — Москва : Православная энциклопедия, 2003. — С. 398−401.

Ермолин, Е. А. Бухарев Александр Матвеевич // Яркипедия

Дата обновления: 01.08.22.

1831 год

День рождения участника Крымской войны, ярославского земского деятеля и краеведа Аркадия Васильевича Скульского (1831-1887)

Родился 22 июля 1831 г. Принадлежал к древнему дворянскому роду, родовое поместье Дворянкино Любимского уезда. По окончании ярославской гимназии поступил на военную службу. Участник Крымской войны, был ранен и контужен, находился в плену (1854-1856), сначала во Франции, затем в Англии. В сентябре 1860 г. вышел в отставку в чине штабс-капитана. С 1 июня 1861 г. по 31 января 1872 г. состоял мировым посредником по Любимскому уезду, отстаивал интересы крестьян в период реформы. С началом организации земских учреждений в 1865-1871 гг. был председателем Любимской уездной земской управы. С 1866 г. в течение 15 лет занимал должность мирового судьи Любимского округа. В 1871 г. (8 декабря) избран председателем Ярославской губернской земской управы и состоял им, регулярно переизбираясь, вплоть до смерти 3 октября 1887 г. В 1875 г. входил в Комиссию при министре внутренних дел, составленную для пересмотра законов о личном найме. Долгое время был редактором "Вестника Ярославского земства". Член Общества для исследования Ярославской губернии в естественно-историческом отношении, помощник председателя ЯГСК. Им написано несколько работ по истории края. Автор переложения в стихах "Слова о полку Игореве" (Ярославль, 1876). Похоронен на Леонтьевском кладбище.

Скульский, Аркадий Васильевич : [некролог] // Ярославский календарь на 1889 год. Ярославль, 1888. С. 37-38 (отд. I).

Ярославские краеведы / сост. В. П. Алексеев. Ярославль, 1988. Ч. 1. С. 38-39.

Скульский Аркадий Васильевич // VIPERSON-ВИПЕРСОН : [сайт]

Дата обновления: 10.06.20.

 
 

© Все права на материалы, опубликованные на сайте demetra.yar.ru, принадлежат ГАУК Ярославской области «Ярославская областная универсальная научная библиотека имени Н.А. Некрасова» и охраняются в соответствии с законодательством РФ.
Использование материалов, опубликованных на сайте demetra.yar.ru допускается только с письменного разрешения правообладателя и с обязательной прямой гиперссылкой на страницу, с которой материал заимствован. Гиперссылка должна размещаться непосредственно в тексте, воспроизводящем оригинальный материал demetra.yar.ru, до или после цитируемого блока.