События 20 октября в истории Ярославской области:

1916 год

Открыты авторемонтные мастерские Владимира Александровича Лебедева, ныне – ОАО "Автодизель" (Ярославский моторный завод)

Завод был основан в рамках правительственной программы создания в России автомобильной промышленности Владимиром Александровичем Лебедевым (1879–1947), юристом по образованию и техником по призванию. Человек разнообразных интересов, велосипедный гонщик, один из первых русских авиаторов, готовый к рискам коммерсант, он в 1914 г. в Петербурге на собственном предприятии начал производство самолётов, смог заполучить военные заказы и в 1915 г. задумал постройку ещё одного авиационного завода в Ярославле. Однако на фронте нужнее были автомобили. В сентябре 1915 г. Особое совещание по снаряжению армии поручило В. А. Лебедеву создать Ярославский автозавод. На строительство и оборудование завода предполагалось израсходовать 14 млн руб., из них акционерного капитала ― 3 млн, остальное ― государственные ссуды и авансы. Талантливый предприниматель в короткий срок основал «Акционерное общество механических передвижений и производств В. А. Лебедева». Устав общества был утверждён императором Николаем II. Завод был задуман как автомобильный, причём без своего производства двигателей. Проектная мощность ― 1 500 машин в год (750 штабных и 750 санитарных). Было решено выпускать автомобили по лицензии британской фирмы «Кросслей». В Англию была направлена группа инженеров для закупки оборудования и изучения технологии автомобильного производства. Есть сведения, что зарубежную конструкцию автомобиля планировалось модернизировать и дать новой машине название «Лебедь А».

Несмотря на множество нерешённых проблем, строительство завода началось в феврале 1916 г. Кроме наших земляков, в работах принимали участие немецкие военнопленные и китайцы. Строители торопились, стремясь пустить завод в срок, оговорённый контрактом. Главным объектом являлся железобетонный корпус. 7 октября 1916 г. состоялось его торжественное открытие, и завод был частично пущен: деревоотделочная, механическая и сборочная мастерские пока  разместились во временных деревянных помещениях. Было выпущено 285 кабин и 105 кузовов для санитарных автомобилей «Рено». В начале 1917 г. на заводе работало более 100 человек. К июлю этого же года в основном было завершено строительство каменных зданий, установлена часть оборудования. К территории завода проложена железнодорожная ветка от линии Ярославль–Вологда. Сборка автомобилей должна была начаться вслед за поставкой оборудования фирмами Англии и США, а также комплектов автомобилей «Кросслей». Но удалось собрать только один автомобиль. В 1916–1918 гг. завод назывался «Автомобильный завод АО “В. А. Лебедев”». Революционные события не обошли его стороной. После Октябрьской революции предприятие было остановлено до 16 января 1918 г. Затем его судьбой занялось Особое совещание по обороне, по решению которого завод был передан Центральному военно-техническому управлению, а 31 мая 1918 г. декретом Совнаркома ― ВСНХ. Этот процесс затянулся на три месяца, рабочие в это время получали в сутки на человека по 200 г хлеба пополам с овсом. Но строительство завода продолжилось, прибыли новые станки и машины, вступили в строй мастерские, двухсотсильные дизели обеспечили цеха электроэнергией. Всё это позволило уже в августе 1918 г. подготовить завод к пуску.

После национализации в 1918–1926 гг. он стал называться Первый государственный авторемонтный завод (1-й ЯГАРЗ). До 1925 г. здесь ограничивались только ремонтом автомобильной техники. В 1925 г. начато первое в стране производство большегрузных автомобилей. Два первых советских грузовика ― знаменитые трёхтонки Я-3 ― были выпущены 6 ноября 1925 г. С 1926 г. завод был полностью переведён на автостроение и переименован в Ярославский государственный автомобильный завод № 3. С 1933 г. его название — Ярославский автомобильный завод. Ярославский автозавод первым в СССР освоил производство дизель-моторов (1933), самосвалов (1934), троллейбусов (1934). В 1935 г. выпустил свой 10-тысячный грузовой автомобиль. В годы войны основной продукцией стали гусеничные артиллерийские тягачи (1943). Отсутствие собственного производства двигателей и коробок передач вынуждало завод ставить на свои грузовики, гусеничные тягачи и автобусные шасси вплоть до 1947 г. чужие силовые агрегаты: «Мерседес», «Континенталь», «Геркулес», ЗИС, АМО, «Джиэмси» ― в истории Ярославского моторного завода эти двигатели можно отнести к «нулевому поколению».

В 1947–1951 гг. впервые в СССР на заводе освоили серийный выпуск двухтактных автомобильных дизельных двигателей мощностью 110–220 л. с. Производство двухосных автомобилей было передано в 1951 г. на Минский автозавод, а трёхосных автомобилей в 1959 г. ― на Кременчугский автозавод. С 17 апреля 1958 г. завод был переведён на выпуск дизель-моторов и получил название Ярославский моторный завод (ЯМЗ). С 1970 г. он стал ведущим предприятием отечественного дизелестроения. В 1971 г. ЯМЗ вошёл как головное предприятие в производственное объединение «Автодизель». За высокие достижения завод неоднократно отмечался наградами СССР: Сталинской премией (1949), орденом Ленина (1966), Государственной премией СССР (1972), орденом Октябрьской революции (1975). В 1976 г. за создание и освоение производства двигателей для тракторов «Кировец» К-700 и К-701 ему была присуждена Ленинская премия. С 24 декабря 1993 г. завод осуществляет свою деятельность как ОАО «“Автодизель” (Ярославский моторный завод)». Предприятие специализируется на разработке и производстве дизельных двигателей многоцелевого назначения, выпуске сцеплений, коробок передач, запасных частей к ним, а также стационарных агрегатов на базе дизелей ЯМЗ. В 1991–1998 гг. созданы двигатели ЯМЗ-846 и ЯМЗ-847 для ракетно-космического комплекса «Тополь М». В 2003 г. «Автодизелю» вручена Премия Правительства РФ за разработку и освоение производства дизельных двигателей многоцелевого назначения, впервые в России соответствующих международным стандартам по экологии. В 2001 г. ОАО «Автодизель» (ЯМЗ) вошло в состав ООО «РусПромАвто». В настоящее время «Автодизель» ― часть крупнейшего автомобилестроительного холдинга России «Группа ГАЗ» (дивизион «Силовые агрегаты»), возникшего в 2005 г. после реструктуризации промышленных активов «РусПромАвто». Ярославскими двигателями оснащаются более 300 моделей транспортных средств и изделий специального назначения, производимых предприятиями России и Белоруссии. На «Автодизеле» реализуется ряд крупных инвестиционных проектов по выпуску продукции, соответствующей лучшим мировым стандартам. Ведущий среди них ― производство средних рядных четырёх- и шестицилиндровых дизельных двигателей семейства ЯМЗ-530 стандартов «Евро-4» с потенциалом обеспечения «Евро-5» и «Евро-6». Это новое дизелестроительное производство по уровню технологической оснащённости и автоматизации производства не уступает лидерам мирового автопрома.

В разные годы директорами предприятия были В. А. Еленин (1931–1937), А. А. Никаноров (1940–1945), И. П. Гусев (1945–1950), Е. А. Башинджагян (1958), А. М. Добрынин (1961–1982), В. А. Долецкий (1982–1997), В. Е. Савельев (1997–2002), А. Н. Петров (2003–2005), Н. А. Александрычев (2006–2007), Кадылкин В. С. (2007–2013), А. К. Коренков (2013–2014), А. А. Матюшин (с 2014 г.).

Полвека труда и строительства : история Ярославского ордена Ленина моторного (автомобильного) завода. Ярославль, 1966. 366 с.

Ярославский Автодизель, 1996. Рига, 1996. 349 с.

Автодизель. Ярославский моторный завод. 90 лет. Ярославль, 2006. 219 с.

Потапов Г. По жизни с ярославским моторным : воспоминания. Ярославль, 2008. 196 с.

Экономическая история России с древнейших времен до 1917 г. М., 2008. Т. 1. С. 1211-1212.

Дата обновления: 03.07.19.

 

 
 

© Все права на материалы, опубликованные на сайте demetra.yar.ru, принадлежат ГАУК Ярославской области «Ярославская областная универсальная научная библиотека имени Н.А. Некрасова» и охраняются в соответствии с законодательством РФ.
Использование материалов, опубликованных на сайте demetra.yar.ru допускается только с письменного разрешения правообладателя и с обязательной прямой гиперссылкой на страницу, с которой материал заимствован. Гиперссылка должна размещаться непосредственно в тексте, воспроизводящем оригинальный материал demetra.yar.ru, до или после цитируемого блока.