События 15 октября в истории Ярославской области:

1842 год

Освящена каменная Смоленская церковь в селе Княжево Мышкинского уезда (ныне - деревня Княжево Угличского района)

Сооружена на месте утраченных деревянного (1697) и каменного (1761) одноимённых храмов. В 1827 г. помещику с. Княжево Михаилу Михайловичу Волынскому (1761-1837) была выдана грамота на возведение новой церкви во имя Смоленской иконы Божией Матери. Строительство было закончено на завещанные М. М. Волынским средства (60 000 руб.) в 1842 г., уже после его смерти. Освящена 3 октября настоятелем Угличского Покровского монастыря архимандритом Никодимом.

Храм в стиле ампир – каменный, одноглавый, с ярусной колокольней. Кроме главного престола, имеет два придела: во имя преподобного Иоанна Рыльского; во имя великомученицы Екатерины. Изнутри церковь была расписана и украшена лепниной; иконостас был увенчан голубой «небесной сферой». В 1880 г. местный мастер Константин Алексеевич Гусев расписал трапезную.

По данным на 1908 г., приход храма включал с. Княжево (96 мужчин и 107 женщин), д. Петряево (111 мужчин и 153 женщины), д. Баскачево (46 мужчин и 50 женщин), д. Вдуля (76 мужчин и 69 женщин).

Церковь закрыта в 1930-е гг. В советский период в храме находился склад. Ныне заброшена, частично сохранились внутренние росписи.

Крылов А. П. Историко-статистический обзор Ростовско-Ярославской епархии. Ярославль, 1861. С. 410.

Краткие сведения о монастырях и церквах Ярославской епархии. Ярославль, 1908. С. 215.

Монастыри и храмы земли Ярославской. Ярославль; Рыбинск, 2001. Т. 3. С. 406-407.

ГАЯО. Ф. 230. Оп. 2. Д. 111. Л. 7 [Репорт настоятеля Угличского Покровского монастыря архимандрита Никодима].

Княжево. Церковь Смоленской иконы Божией Матери // СОБОРЫ.РУ : народный каталог православной архитектуры : [сайт].

Церковь Иконы Божией Матери Смоленская в Княжево // Храмы России : [сайт].

Дата обновления: 25.06.20.

1913 год

День рождения Героя Советского Союза подполковника Садофия Петровича Евграфова (1913-1944)

Родился 2 октября 1913 г. в д. Горохово Большесольского уезда Костромской губернии (ныне – Некрасовского района Ярославской области). Окончил восьмилетнюю школу в с. Красном, затем школу ФЗУ. Работал слесарем в Борской МТС, которая впоследствии была перенесена в посад Большие Соли (ныне – пос. Некрасовское). В 1933 г. окончил Костромской индустриальный техникум (ныне – Костромской энергетический техникум им. Ф. В. Чижова) и был призван в Красную Армию. В 1936 г. окончил 1-ю Советскую объединённую военную школу имени ВЦИК. В качестве командира батареи 66-го гаубичного артиллерийского полка Особой Краснознаменной Дальневосточной армии участвовал в боях у оз. Хасан в 1938 г. С 1939 г. – начальник штаба 215-го гаубичного артиллерийского полка 25-й армии Дальневосточного фронта. С началом Великой Отечественной войны не раз просил командование отправить его в действующую армию. Но только в июле 1943 г. очередной рапорт был удовлетворён, и С. П. Евграфов был назначен начальником штаба 94-й тяжелой гаубичной артиллерийской бригады 21-й артиллерийской дивизии прорыва резерва Верховного Главнокомандования Калининского фронта. С 1944 г. – командир 1310-го лёгкого артиллерийского полка (66-я легкая артиллерийская бригада, 21-я артиллерийская дивизия прорыва, 6-я гвардейская армия, 1-й Прибалтийский фронт). В ожесточённом бою северо-западнее г. Шяуляй (Литва) полк С. П. Евграфова уничтожил 17 танков и самоходных орудий, 31 огневую точку. Командир полка руководил этим боем с наблюдательного пункта, расположенного на колокольне местечка Круопяй. Обнаружив, что прорвавшиеся гитлеровцы с танками и самоходными орудиями подошли к церковной ограде, вызвал огонь на себя. Как говорилось в донесении, "Круопяй был удержан нашими частями благодаря личному мужеству и отваге подполковника Евграфова". В ходе дальнейшего наступления погиб 5 октября 1944 г. во время форсирования р. Венты. Похоронен в братской могиле в г. Шяуляй. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 марта 1945 г. подполковнику С. П. Евграфову посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Награждён орденами Ленина, Александра Невского, Отечественной войны I степени. В память о герое его именем в пос. Некрасовское названа улица. Мемориальная доска в честь героя установлена на фасаде школы в с. Красном Ярославского района.

Герои Советского Союза : крат. биогр. словарь. М., 1987. Т. 1. С. 462.

Беляков Ю. П., Попов В. Г. Герои земли Ярославской. Ярославль, 2010. Т. 4. С. 419-426.

Евграфов Садофий Петрович.

Дата обновления: 25.06.20.

1915 год

День рождения Героя Советского Союза Ивана Ивановича Буянкова (1915-1995)

Родился 2 октября (по старым сведениям - 25 октября) 1915 г. в д. Хлестово Любимского уезда, в крестьянской семье. Окончил Даниловское педагогическое училище (1939), работал учителем, затем - директором Хлестовской начальной школы. С началом Великой Отечественной войны - в действующей армии. Фронтовой путь начал командиром орудия. В 1942 г. окончил Горьковское военно-политическое училище, в 1943 г. - курсы усовершенствования офицерского состава, назначен командиром стрелкового батальона 86-го стрелкового полка 180-й стрелковой дивизии 38-й армии Воронежского фронта. В июне 1943 г. в боях под Курском комбат лично возглавил разведку боем, в результате которой были захвачены три «языка». За проявленные при этом мужество и решительность награждён орденом Красного Знамени. В одном из боёв за освобождение Левобережной Украины в сентябре 1943 г. его батальон выбил немцев из сильно укрепленного населённого пункта, отбил несколько контратак гитлеровцев и удержал завоёванный рубеж. За участие в этих боях капитан Буянков был награждён орденом Александра Невского. В ночь на 29 сентября 1943 г. его батальон первым форсировал р. Днепр, а затем и р. Старик в районе с. Старые Петровцы (Вышгородский район Киевской области). Бойцы закрепились на плацдарме и создали условия для форсирования реки другим подразделениями полка. В этом бою батальон уничтожил десятки гитлеровцев, захватил много военной техники. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 октября 1943 г. за мужество и героизм, проявленные при форсировании Днепра и удержании плацдарма, И. И. Буянкову присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 2837). Среди его наград также ― орден Отечественной войны I степени и многие медали, в т. ч. "За отвагу". В одном из следующих боёв за освобождение Украины капитан Буянков был тяжело ранен и на фронт больше не вернулся. С июля 1946 г. - в запасе (по инвалидности). После войны был учителем-военруком и директором Закобякинской средней школы Любимского района. В 1948 г. окончил Ярославский педагогический институт. В 1949-1958 гг. проживал в Ростовской области, работал директором ряда школ, затем - в Павлодарской области (Казахстан). За длительную и безупречную работу в сфере образования награждён медалью "За трудовое отличие". В 1966 г. вернулся на родину, работал в Закобякинской школе, затем - в колхозе. С 1970 г. жил в Ярославле и работал в системе охраны ряда ярославских предприятий. Умер 5 февраля 1995 г., похоронен на Аллее Героев Леонтьевского кладбища.

Королёв В., Морозов С. Любим : социально-экономические очерки. Ярославль, 1977. С. 125-126 : портр.

Герои огненных лет : очерки о Героях Советского Союза - ярославцах. Ярославль, 1985. С. 63-65.

Герои Советского Союза : краткий биогр. слов. М., 1987. Т. 1 . С. 228.

Попов В. Г., Хаиров А. Р. Ярославцы - кавалеры ордена Александра Невского. Рыбинск, 2003. С. 145-146.

Буянкова Е. К. Я люблю его до сих пор : [интервью] // Наш край (Любим. р-н). 2004. 7 мая. 

Беляков Ю. П., Попов В. Г. Герои земли Ярославской. Ярославль, 2007. Т. 2. С. 235-239. 

Буянков Иван Иванович // Кавалеры ордена Александра Невского : [сайт]. 

Герой Советского Союза Буянков Иван Иванович // Интернет-портал архивной службы Ярославской области. 

Каргопольцев С. Герой Советского Союза Буянков Иван Иванович // Герои страны : [сайт].

Каргопольцев С. В. Буянков Иван Иванович // Яркипедия

Дата обновления: 25.06.20. 

1920 год

Создана Ярославская губернская автобаза при губсовнархозе для организации работы автотранспорта

В декабре 1918 г. при Ярославском губернском совете народного хозяйства была организована транспортная секция. 15 октября 1920 г. её переименовали в Ярославскую губернскую автобазу. Эта дата является днем организации автомобильного транспорта в Ярославской области. В то время в гараже губавтобазы стояло 26 автомобилей; основные грузоперевозочные работы осуществлялись гужевым транспортом. В последующие годы «ядро» автомобильного транспорта укрупнялось, сливалось с другими ведомственными организациями. В 1939 г. постановлением СНК автогужевой трест реорганизован в Ярославское областное автотранспортное управление. В довоенные годы оно объединяло пять автопредприятий ― Ярославское, Рыбинское, Костромское, Ростовское и Угличское, в которых было 101 транспортное средство.

Автомобильный транспорт использовался в годы Великой Отечественной войны. В октябре 1941 г. областное автотранспортное управление преобразовано в автоколонну специального назначения. Совершались перевозки обмундирования для действующей армии, грузов для работающих на оборону предприятий области. Вместе с заводами области были оборудованы походные авто- и авиаремонтные мастерские. В феврале 1942 г. водители ярославской автоколонны, состоящей из 50 автомобилей, доставляли продовольствие жителям блокадного Ленинграда.

В октябре 1943 г. Ярославское областное управление автомобильного транспорта ликвидировано, на его базе образован Ярославский областной автотранспортный трест НКАТ РСФСР «Авторазгрузжелдор».

В сентябре 1945 г. автотрест подчинен Главному эксплуатационному Управлению по руководству автотранспортными хозяйственными центральных и Восточных районов НКАТ РСФСР и получил название: «Ярославский областной автотранспортный трест».

В послевоенные годы шло дальнейшее становление пассажирского автотранспорта. В 1947 г. объединёнными усилиями автотреста и промышленных предприятий на базе автомобилей ЗИС-5 оборудовано 75 автобусов и организовано их движение в Ярославле. Реорганизации в это время подвергся грузовой автопарк: за счёт ликвидации мелких ведомственных хозяйств он укрупнился и насчитывал более двух тысяч автомобилей.

В 1963 г. Ярославский областной автотрест реорганизован в Ярославское областное управление автомобильного транспорта. В 1967 г. переименовано в Ярославское транспортное управление, объединившее 31 автопредприятие области. В 1983 г. ― в Ярославское территориальное объединение автомобильного транспорта «Ярославльавтотранс».

В январе 1988 г. территориальное объединение было упразднено и создано государственное производственное объединение автомобильного транспорта «Ярослававтотранс». Но в августе 1988 г. оно упразднено, на его базе создано Ярославское территориальное производственное объединение автомобильного транспорта «Ярослававтотранс». В соответствии с Постановлением главы администрации Ленинского р-на г. Ярославля № 747 от 22.10.1992 перерегистрировано как АОО «Ярослававтотранс».

В начале 1990-х гг. в «Ярослававтотранс» входили 35 предприятий, из них 25 занимались перевозками грузов и пассажиров. Эксплуатировалось более 8 тысяч грузовых автомобилей и 5 тысяч автобусов. Протяжённость автобусных маршрутов составляла 12 тысяч км, ежегодно перевозилось 27 млн пассажиров.

Значительно укреплены производственная и социальная базы предприятий: построены гаражи в Рыбинске, Угличе, Ростове, Ярославле, санаторий-профилакторий «Сосновый бор», детский лагерь «Искра», дворец спорта «Автомобилист», медсанчасть «Автотранс». В 1990 г. построено более 12 тыс. кв. м жилья.

В 1997 г. управление «Ярослававтотранс» преобразовано в государственное учреждение транспорта и транспортных коммуникаций «Яроблтранском», осуществлявшее автомобильные, речные, железнодорожные и авиаперевозки.

В области сохранена система пассажирского транспорта общего пользования, при этом сеть автовокзалов сохранена, включена в единую систему и существенно развита: реконструирован автовокзал в Ярославле, отремонтированы автовокзалы в Рыбинске и других населённых пунктах.

1 января 2011 г. ГАУ ЯО Яроблтранском» преобразовано в ГБУ ЯО «Яроблтранском». Учредитель ― Департамент транспорта Ярославской области.

ГБУ ЯО «Яроблтранском» координирует деятельность всех видов транспорта независимо от форм собственности, организует обслуживание населения на объектах транспортной инфраструктуры; работает с 38 перевозчиками: 27 предприятий, 11 индивидуальных предпринимателей; организовано более 185 регулярных маршрутов, производится в среднем 1088 среднесуточных отправлений автобусов, в том числе, ежедневно осуществляются 724 отправления на пригородных маршрутах, 251 междугородных внутриобластных и 113 межрегиональных. Ежедневно его услугами пользуются около 8,5 тыс. пассажиров.

Источники

Фонд № Р-372. Ярославский губсовнархоз. Опись № 4. Дело № 1. Декрет Совета Народных Комиссаров об автосекции ВСНХ. Циркуляры, инструкции и протоколы центральной власти. Тарифные ставки союза шоферов, автотехников и транспортных рабочих. Список учреждений, подведомственных представителю центральной автосекции ВСНХ в городе Ярославле. Крайние даты документов: 4 июля 1918–5 март. 1919. 

Литература

Шарапов Ю. Ярославскому автомобильному транспорту ― 50 лет // Северный рабочий. 1970. 15 октября.

Баранов В. Д., Бестаев Р. И., Фролов В. В. «АТ» у ярославских автотранспортников : [интервью] / кор. Е. Дюкова // Автомобильный транспорт. 1998. № 8. С. 2–8.

У ярославцев всё в норме и никакого беспредела // Автомобильный транспорт. 1999. № 5. С. 11.

Драч Л. Ярославской автомобильной отрасли ― 90 // Северный край. 2010. 29 октября. 

Драч Л. Каждый выбирает по себе // Северный край. 2010. 7 августа.

Яроблтранском 

Дата обновления: 25.06.20.

1941 год

ГКО вынес решение о формировании Ярославской коммунистической (234-я стрелковая) дивизии

В октябре 1941 г., в самый тяжёлый период обороны Москвы, Ярославский обком КПСС обратился в Государственный комитет обороны (ГКО) с предложением создать из коммунистов и комсомольцев несколько добровольческих дивизий для отправки их на защиту столицы. 15 октября ГКО вынес постановление о формировании Ярославской коммунистической 234-й стрелковой дивизии. Командно-политический состав дивизии создавался из числа руководящих партийных работников Ярославской области. Обмундирование и вооружение дивизии осуществлялось за счет областных средств и средств Наркомата обороны. Дивизия формировалась в районе пос. Песочное. В конце декабря 1941 г. 234-я Ярославская коммунистическая дивизия численностью 11700 человек была сформирована. В составе дивизии было 5311 коммунистов и 2487 комсомольцев, костяк дивизии составляли рабочие Ярославского шинного завода. В дивизию шли добровольцами рабочие, колхозники, интеллигенция, вступали целыми семьями. Дивизию формировали полковник Фёдор Антонович Ламинский, командовавший ею до своей гибели 14 апреля 1942 г., и военный комиссар Михаил Павлович Смирнов.

28 декабря 1941 года Ярославский обком ВКП(б) вручил командованию дивизии Красное Знамя, а 31 декабря воинские части выехали на фронт в Московскую зону обороны на Можайское направление, откуда и начался боевой путь дивизии. Затем в составе войск Калининского фронта дивизия была передислоцирована в Пречистенский район Смоленской области, где участвовала в Духовщинско-Демидовской наступательной операции по освобождению Смоленска и других населённых пунктов. 19 сентября 1943 г. за освобождение сильно укрепленного городка Ломоносово дивизии присвоено почётное наименование Ломоносовской. В ноябре-декабре 1943 г. в составе 1-го Белорусского фронта дивизия вела наступление на Витебско-Полоцком направлении, освобождала Гомель, Овруч, Ковель, Брест, правобережную часть Варшавы. За участие в освобождении Бреста, польского г. Минска-Мазовецкого и затем предместья Варшавы – крепости Праги – дивизии было присвоено почётное наименование Пражской. За успешные бои в Померании и массовый героизм личного состава дивизия награждена орденом Богдана Хмельницкого II степени. А за отличия при взятии городов Штаргард (ныне – Старгард-Щециньски) и Альтдамм (ныне – административный район города Щецина, Польша) и массовый героизм личного состава в марте 1945 г. – орденом Суворова II степени. На территории Германии ярославцы участвовали в ликвидации укреплённого плацдарма на р. Одер. Боевой путь дивизия завершила в составе 80-го стрелкового Померанского корпуса 61-й армии 1-го Белорусского фронта участием в Берлинской стратегической операции (16 апреля — 8 мая), в ходе которой вышла на р. Эльба в районе города Нойштадт-на-Эльбе близ Дрездена (Саксония). В целом в ходе Великой Отечественной войны дивизия прошла боевой путь 2500 километров от Волги до Эльбы, получив за успешные боевые операции почётное наименование "Ломоносовско-Пражская орденов Суворова и Богдана Хмельницкого стрелковая дивизия". 13 июня 1945 г. Ярославская 234-я коммунистическая дивизия была расформирована.

Дивизией командовали полковники: Ламинский Фёдор Антонович (02.11.1941 - 14.04.1942, погиб); Турьев Степан Ильич (15.04.1942 - 18.12.1944); Селюков Афанасий Иванович (19.12.1944 - 09.05.1945).

16 октября 1981 г. в Ярославле был открыт музей дивизии, ныне – Музей Боевой Славы. Там сейчас хранятся семь полковых и батальонных знамён 234-й дивизии. В 2001 г. на здании музея открыта мемориальная доска. Также мемориальная доска установлена и на здании, в котором формировалась дивизия (ул. Трефолева, 7). Нет сейчас деревни Ломоносово в Духовщинском районе Смоленской области. Но память о ней и о носящей её имя дивизии жива. В послевоенное время там, где в 1941-1943 гг. гремели жестокие бои, возведена Смоленская ГРЭС. Рядом вырос благоустроенный поселок энергетиков Озёрный. В 1995 г. на въезде в посёлок был воздвигнут монумент в честь воинов 234 стрелковой Ярославской Коммунистической Ломоносовско-Пражской орденов Суворова и Богдана Хмельницкого II степени дивизии. В 2004 г. бойцы поискового отряда «Возрождение» провели у мемориала захоронение обнаруженных во время проведения поисковых работ останков воинов легендарной дивизии.

От Волги до Эльбы : воспоминания ветеранов Ярославской коммунистической дивизии / Парт. архив Яросл. обл. ; сост. В. И. Малков, Н. И. Павлов. Ярославль, 1963. 360 с.

Соболев В. В боях за Родину // Военно-исторический журнал. 1982. №1. С. 44-47.

Соболев В. В. От Волги до Эльбы // Военно-исторический журнал. 1987. №1. С. 48-53.

Рязанцев Н. П., Салова Ю. Г. История Ярославского края (1930-2005 гг.). Ярославль, 2005. С. 67-69.

Зуева Н. В. Ярославская коммунистическая 234-я стрелковая дивизия. История формирования // Славные имена, 1941-1945 : материалы науч. конф. Ярославль, 2005. С. 19-33.

Аверичева С. П. Дневник разведчицы. Изд.3-е, перераб. и доп. Ярославль, 2010. 375 с.

Ярославская область в годы Великой Отечественной войны. Ярославль, 2010. С. 306.

Ахметдинова С. Ю. Ярославцы – Великой Победе // Страницы военной истории Ярославии. Ярославль, 2013. С. 140-141.

Дата обновления: 03.07.19.

1951 год

В Ярославле открыто военно-техническое училище Войск ПВО, затем зенитно-ракетное училище. 29 августа 1998 г. принято постановление Правительства РФ о преобразовании его в Ярославский зенитный ракетный инстиут ПВО

Военно-техническое училище как среднее учебное заведение (со сроком обучения в три года) было открыто на базе бывшего Ярославского дважды Краснознаменного военно-политического училища имени В. И. Ленина. В декабре 1965 г. переименовано в Ярославское радиотехническое училище ПВО, а в апреле 1968 г. - в Ярославское зенитно-ракетное училище войск ПВО. 9 июля 1970 г. переведено в разряд высших военно-учебных заведений и переименовано в Ярославское высшее зенитное ракетное командное училище ПВО (со сроком обучения 4 года). При этом были пересмотрены программы обучения в сторону усиления фундаментальной естественнонаучной и общепрофессиональной подготовки. 29 августа 1998 г. постановлением Правительства РФ училище преобразовано в Ярославский зенитный ракетный институт ПВО. С 2005 г. получило название Ярославское высшее зенитное ракетное училище ПВО (военный институт). Училище готовило офицеров для зенитных ракетных войск Военно-воздушных сил по военным специальностям в рамках двух гражданских специальностей "Радиоэлектронные системы" и "Вычислительные машины, комплексы, системы и сети" (по учебным планам и программам Государственного образовательного стандарта). В 2010 г. в связи с военной реформой набор студентов не проводился, но известно, что ЯВЗРУ ПВО, в отличие от многих других военных вузов страны, не будет закрыто и станет единственным, где будут готовить специалистов по противовоздушной обороне, и одним из четырёх для подготовки офицеров ВВС и ПВО. Учебному центру будет передан комплекс зданий закрывшегося Военного финансово-экономического института на ул. Большой Октябрьской.

Заржицкий В. Им охранять небо Родины // Северный рабочий. 1981. 21 октября.

Ярославский зенитный ракетный институт противовоздушной обороны. Ярославль, 2001. 32 с.

Александр Кротов: "Нужно адаптироваться к переменам" : [интервью с преподавателем ЯВЗРУ ПВО (военного института) А. К. Кротовым] // Ярославский регион. 2010. 1 декабря. С. 19.

Дата обновления: 03.07.19.

 
 

© Все права на материалы, опубликованные на сайте demetra.yar.ru, принадлежат ГАУК Ярославской области «Ярославская областная универсальная научная библиотека имени Н.А. Некрасова» и охраняются в соответствии с законодательством РФ.
Использование материалов, опубликованных на сайте demetra.yar.ru допускается только с письменного разрешения правообладателя и с обязательной прямой гиперссылкой на страницу, с которой материал заимствован. Гиперссылка должна размещаться непосредственно в тексте, воспроизводящем оригинальный материал demetra.yar.ru, до или после цитируемого блока.