2 июня

События 2 июня в истории Ярославской области:

1776 год

День освящения церкви в с. Ново-Никольском Мышкинского уезда (22.05.1776) (ныне д. Никольское Шестихинской территории Некоузского района)

Никольскую церковь в с. Ново-Никольском Мышкинского уезда начал строить в 1764 г. генерал-майор князь Семен Федорович Волконский (1703-1768), дед декабриста Сергея Григорьевича Волконского (1788-1865). Завершалось строительство на средства вдовы первого, княгини Софьи Семеновны Волконской (урожденной княжны Мещерской) и ее наследников. В основании храма захоронены князь С. Ф. Волконский и его рано умершая дочь Софья. Их прах перенесли сюда согласно завещанию Семена Федоровича. После перестройки и захоронения церковь освящена 22 мая 1776 г. Здание церкви каменное, одноглавое, с ярусной колокольней начала XIX в. Расписана в 1879 г. Два престола - во имя святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца, и во имя благоверного великого князя Александра Невского. Ныне церковь недействующая, находится в полуразрушенном состоянии, но еще сохраняет следы прежней настенной живописи.

Крылов А. Историко-статистический обзор Ростовско-Ярославской епархии. Ярославль, 1861. С. 387-389.
Озеров К. К. Город Мышкин и его уезд по сведениям российских государственных архивов // Опочининские
чтения. Мышкин, 1993. Вып. 3. С. 41-45.
Монастыри и храмы земли Ярославской. Ярославль ; Рыбинск, 2000. Т. 2. С. 226.

1906 год

День закладки первой электростанции в Рыбинске (20.05.1906)

Большая заслуга в устройстве водопровода и освещения в Рыбинске принадлежит городскому голове К. И. Расторгуеву. Он убедил Думу в необходимости этих удобств. 13 сентября 1897 г. была создана комиссия по устройству водопровода и освещения в городе, которая вела переговоры с несколькими фирмами. 15 ноября 1905 г. после обсуждения предложенных проектов по устройству освещения городская управа приняла проект Русского общества "Шуккерт и Кº", которое представило смету на строительство электростанции с газогенераторным двигателем стоимостью 143743 руб. без здания и фундамента под машины. По условиям договора предполагалось осветить улицы города 110 дуговыми фонарями по 10 ампер (около 1000 свечей) и дать электроэнергию частным абонентам на 3000 лампочек по 16 свечей каждая. Каменное одноэтажное здание электростанции высотой 3, 34 саженей должно было примыкать к зданию водопровода против Кузнецкой (Гоголя) улицы. Строила здание фирма "Бр. Букетовы". 20 мая состоялась закладка электростанции. Всеми работами руководил представитель фирмы "Шуккерт и Кº" инженер С. В. Всеволодов. Доверенный фирмы предложил вместо постановки фонарных столбов по Крестовой на середине улицы - устроить их на траверзах, этот же способ употребить и в других наиболее людных местах. 1 июня 1907 г. был пущен первый (пробный) ток по всем улицам города. Население было об этом оповещено. Акт приемки электроосвещения в Рыбинске от фирмы "Шукерт и Кº" был подписан 1 августа 1907 г.

Петухова Н. А. Из истории рыбинского водопровода и электричества // Анфас. 1999. 26 августа. С. 9.

1912 год

День открытия главных железнодорожных мастерских в Ярославле, ныне - Ярославский электровозоремонтный завод (20.05.1912)

По проекту московских архитекторов в мае 1905 г. началось строительство Главных железнодорожных мастерских по ремонту паровозов Московско-Архангельской железной дороги  (с 1907 г. - Северной). Под Главные мастерские была отведена обширная территория  (25 гектаров), удобно расположенная рядом с Московским вокзалом и железной дорогой на Кострому. Проект был рассчитан на долговременную перспективу, на дальнейшее увеличение мощности и объемов производства. Формирование и оснащение мастерских самым современным по тому времени оборудованием известных западных и российских фирм осуществлялось под руководством инженера Ивана Васильевича Горланова, первого начальника Ярославских мастерских. 20 мая 1912 г. состоялось официальное открытие нового предприятия, а первый паровоз вышел из ремонта 15 октября 1912 г. За истекшее столетие предприятие дважды меняло название: в 1929 г. мастерские реорганизованы в Ярославский паровозоремонтный завод, а с 1970 г., после выхода из ремонта первого электровоза, стал называться электровозоремонтным (ЯЭРЗ). В годы Великой Отечественной войны завод выпускал и ремонтировал бронепоезда, другую военную продукцию. С 1981 г. – ЯЭРЗ им. Б. П. Бещева (министр путей сообщения, уроженец Ярославской земли).

Для магистралей России. Ярославль, 1992. 159 с.

Ярославцы - участники Первой мировой войны

Один из первых русских летчиков, участник Первой мировой войны, кавалер ордена Св. Георгия 4-й ст. Родился 5 июня 1880 г.

Новые материалы

Салова Ю. Г. «Дань памяти и глубочайшего уважения…» (рецензия на книгу «Ярославль. Народное образова…

11-04-2018 Рецензии

Ярославль. Народное образование. 1901-1917 / авт.-сост. В. И. Шаров, О. П. Шарова. - Ярославль : ООО «Академия 76», 2016. - 696 с.; ил. Подробнее..

Федотов А. С. рецензия на IX выпуск историко-литературного сборника «Карабиха»

11-04-2018 Рецензии

Карабиха : историко-литературный сборник (выпуск IX) / Ред. кол. : А. А. Ивушкин, М. С. Макеев, Е. В. Яновская, Е. В. Маркина. - Ярославль : Академия 76, 2016. - 304 с. Подробнее..

Ермолин Е. А. Быть и остаться человеком (рецензия на книгу Н. А. Гендлина "Дневники. 1941-1945.…

11-04-2018 Рецензии

Рецензия на книгу: Гендлин Н. А. Дневники. 1941-1945. — Ярославль : Академия 76, 2016. — 544 с.; ил. Подробнее..

 
 

© Все права на материалы, опубликованные на сайте demetra.yar.ru, принадлежат ГАУК Ярославской области «Ярославская областная универсальная научная библиотека имени Н.А. Некрасова» и охраняются в соответствии с законодательством РФ.
Использование материалов, опубликованных на сайте demetra.yar.ru допускается только с письменного разрешения правообладателя и с обязательной прямой гиперссылкой на страницу, с которой материал заимствован. Гиперссылка должна размещаться непосредственно в тексте, воспроизводящем оригинальный материал demetra.yar.ru, до или после цитируемого блока.