События 27 мая в истории Ярославской области:

1841 год

День рождения поэта, переводчика Лиодора Ивановича Пальмина (1841-1891), представителя дворянского рода, владевшего имением в Ярославской губернии

Другой вариант имени - Илиодор. Родился 15 мая 1841 г. в Петербурге в семье обедневшего дворянина, владевшего небольшим имением в Ярославской губернии. Один из предков поэта, Михаил Пальмин, упоминается в "Дневнике" архиепископа Арсения Верещагина как ярославский поэт-переводчик. Учился на юридическом факультете Петербургского университета, но в 1861 г. за участие в студенческих волнениях был арестован, посажен в Петропавловскую крепость и исключен из университета. Дальнейшая жизнь Пальмина - тяжелая, скитальческая, полная нужды и лишений. Печататься начал в 1859 г., сначала в журналах различных направлений, а с 1863 г. - в революционно-демократической "Искре". В 1880-е гг., в период реакции, Пальмин остался верен демократическим традициям. К этому времени относится его дружба с А. П. Чеховым и А. И. Куприным, которым он оказал поддержку в начале их творческого пути. Пальмин - мастер гражданско-политической и сатирической лирики. Его возмущал контраст между бедностью и богатством, бесправием народа и всесилием власть имущих. Великолепный мастер стиха, богатой и разнообразной ритмики, разящей рифмы. Стихотворение Пальмина "Реквием" ("Не плачьте над трупами павших борцов") – страстный гимн борьбе – стало популярной песней революционного подполья. 11 декабря 1905 г. во время похорон жертв "кровавой пятницы" в Ярославле, вылившихся в мощную политическую демонстрацию, на венке Ярославского комитета РСДРП были написаны строки из "Реквиема": "Не нужно ни песен, ни слез мертвецам, Воздайте им лучший почет – Шагайте без страха по мертвым телам, Несите их знамя вперед". Лиодор Иванович Пальмин умер 26 октября 1891 г.

Русские писатели. М. : Просвещение, 1990. Ч. 2. С. 119-127.

Русские писатели, 1800-1917. М., 1999. Т. 4. С. 511-513.

Дата обновления: 30.01.19.

1842 год

Повторное открытие хлебной биржи в Рыбинске, избрания первого состава биржевого комитета

Строительство первой биржи в Рыбинске с целью упорядочения хлебной торговли началось в 1806 г. по проекту архитектора Герасима Варфоломеевича Петрова (1764–?). Открытие биржи состоялось 18 июля 1811 г. Первоначальное прямоугольное здание в классическом стиле вытянулось вдоль Волги. Главный, южный фасад украшен восьмиколонным дорического ордера портиком, а на Волгу здание выходило протяжённой вдоль всего фасада деревянной галереей. В центре его располагался большой зал для биржевых операций. Во время пожара в Рыбинске в 1811 г. пострадала и Хлебная биржа. В том же году знаменитый зодчий Карл Иванович Росси (1775–1849) осмотрел здание, кроме разрушений нашёл ряд ошибок при его возведении и внёс поправки. Однако его проект не был осуществлён.

Биржа практически пустовала, т. к. рыбинские купцы «по старинке» предпочитали заключать сделки в торговых лавках. Рыбинская городская дума решила использовать здание под свои нужды. Не занимая большого биржевого зала, она разместила там свои городские учреждения. В 1830–1831 гг. после ремонта помещений, проведённого по плану губернского архитектора Петра Яковлевича Панькова (1770–1848), в биржу заехали уездный и земский суды, а также дворянская опека с их архивами.            

Рыбинская хлебная торговля нуждалась в организации настоящей биржи, с биржевым комитетом во главе. В 1841 г. во время посещения Рыбинска император Николай I дал распоряжение вновь создать биржу и дать ей надлежащее устройство. Биржа повторно открылась 15 мая 1842 г. Одновременно в здании городской думы на общем собрании купечества был избран первый состав биржевого комитета, который возглавил рыбинский городской голова, купец 2-й гильдии М. А. Иконников (1773–1849 гг.). Однако и это не смогло приучить рыбинских купцов к порядку. Сборы на содержание здания они платили неохотно; излюбленным местом, где «били по рукам» и скрепляли бумаги печатями, была площадь «на крестах» (ныне ― Красная площадь). Только после того, как председателем биржевого комитета стал обладавший огромным авторитетом купец, пароходчик и промышленник Николай Михайлович Журавлёв (1810–1872), а затем (с 1872 г.) его сын Михаил Николаевич Журавлёв (1840–1917), Рыбинская хлебная биржа постепенно стала крупнейшей в России. Капитал биржевого комитета к 1892 г. вырос до 653 404 руб. По ходатайствам комитета перед правительством были упорядочены тяги судов на Волге и Шексне, установлен надзор за движением хлебных караванов, улучшена Мариинская система и приведено в порядок судоходство по ней. От комитета исходили также инициативы по благоустройству рыбинских пристаней, противопожарным мероприятиям, учреждению в Рыбинске речной полиции. На содержание последней поступала часть сбора с судов и товаров, достигавшая свыше 100 тыс. руб. в год. У тогдашней полиции на службе числились 4 паровых судна, на которых имелись все средства для тушения пожаров в караване, стоящем против Рыбинска. В ведении биржевого комитета находилась судорабочая больница на 40 мест в с. Александровском и публичная библиотека с читальней. Комитет пользовался авторитетом, высшие правительственные учреждения запрашивали его мнение по различным экономическим вопросам.            

Постепенно здание биржи стало тесным, в 1909–1912 гг. рядом со старым зданием построено новое – в «неорусском» стиле по проекту архитектора Александра Васильевича Иванова (1845–1917). Строительство было закончено 22 сентября 1912 г., освящение здания состоялось 2 октября. Сюда и был переведён биржевой комитет. Новая биржа завершила формирование волжской панорамы Рыбинска. В старом здании разместили две роты расквартированного в городе Гроховского полка. В советское время здание занимали различные учебные заведения, в послевоенные годы – речной вокзал и водная милиция.            

С 1915 г. после введения государством ограничений на торговлю хлебом новая биржа стала всё меньше использоваться как торговая площадка. В годы нэпа произошло некоторое оживление её деятельности, но это продолжалось недолго. В 1927 г. по постановлению советского правительства «О реорганизации товарных бирж» рыбинская биржа была закрыта. Некоторое время здесь находились различные городские учреждения, затем ― городская больница им. Пирогова. В конце 1980-х гг. осуществлена реставрация здания начала XX в. для размещения экспозиций Рыбинского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. Здание старой биржи также находится сейчас на балансе музея-заповедника.

Пятидесятилетие Рыбинской биржи (1842-1892). СПб., 1893. 119 с.

История торговли и промышленности в России / под ред. П. Х. Спасского. СПб., 1911. Т. 1. С. 52-54.

Рыбинск. Градостроительство и архитектура / [авт. текста]: Н. Н. Гончарова, С. Н. Овсянников. Ярославль ; Рыбинск, 2011. С. 56-68, 210-216.

Ермолин Е. А. Рыбинск. Портрет города в 11 ракурсах. Рыбинск, 2013. С. 217-221.

Гожалимова О. С. Две биржи – две судьбы // Углече Поле. 2015. № 1 (24). С. 44-49.

Дата обновления: 30.01.19.

1846 год

В Рыбинске собран и отправлен в первый рейс пароход Общества "По Волге"

Первые пароходы на Волге появились еще в начале XIX в., однако массовое развитие нового водного транспорта началось почти полвека спустя. Важной вехой стал 1846 г., когда по заказу первого в России акционерного пароходного общества "По Волге" был собран в Рыбинске доставленный из-за границы в разобранном виде буксирный пароход, получивший название "Волга". 15 мая 1846 г. он вышел в рейс. Внешний вид парохода был далеко не идеальным: плоскодонный железный корпус, корма и нос приподняты, а шум от паровой машины, размещавшейся на палубе, был слышен за несколько верст. Скорость с полным грузом (до 300 тыс. пудов) была против течения от 4 до 5 верст в час, без груза - до 20 верст в час. "Волга" удачно провела свой первый рейс. По маршруту Самара - Рыбинск пароход доставил две баржи с грузом пшеницы в 150 тыс. пудов за 3 недели, несмотря на высокую в тот год воду, затруднявшую работу бурлаков. В навигацию пароход совершил еще два удачных рейса, а бурлацкая артель успевала сделать за сезон только один рейс. Управляющий водными путями России граф Петр Андреевич Клейнмихель с похвалой отозвался о пароходе в приказе по итогам навигации. Экономическая эффективность нового вида транспорта произвела сильное впечатление на деловые круги России. Именно с этого времени началось массовое развитие пароходства на Волге.

Ярославский календарь, 1912 г. Ярославль : Изд-во К. Ф. Некрасова, [1912]. С. 35.

Шубин И. А. Волга и волжское судоходство. М., 1927. С. 407.

Дата обновления: 30.01.19.

1914 год

День рождения Героя Советского Союза Алексея Никитовича Кислицына (1914-1949)

Родился 14 мая 1914 г. в д. Ключи (ныне - Верхошижемский район Кировской области), в семье крестьянина. Участвовал в строительстве Ярославского резиноасбестового комбината. В мае 1936 г. из Ярославля был призван в Красную Армию. 10 апреля 1941 г. назначен командиром взвода 87-го стрелкового полка 26-й дивизии. Окончил фронтовые офицерские курсы (январь 1944 г.). В качестве командира батальона 219-го гвардейского стрелкового полка 71-й гвардейской стрелковой дивизии 6-й гвардейской армии (1-й Прибалтийский фронт) в 1944 г. гвардии майор А. Н. Кислицын отличился в Витебско-Оршанской наступательной операции (одной из составных частей стратегической операции "Багратион"). В ночь с 22 на 23 июня батальон под его командованием в результате ожесточённых боёв овладел ст. Сиротино (на ж/д линии Витебск – Полоцк) и районным центром Шумилино (Витебская область). Через день во время решительного наступления форсировал р. Западная Двина, удерживал небольшой плацдарм на левом берегу и обеспечил переправу всего 219-го полка с артиллерией и приданными ему танками. Умелое руководство, решительность и личная отвага командира батальона майора А. Н. Кислицына были отмечены наградами. 22 июля 1944 г. ему было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая звезда" (№ 4124). Награждён также орденом Отечественной войны II степени, медалями. Демобилизовался в сентябре 1946 г. и вернулся в Ярославль, где жили его жена Лидия Александровна с сыном Владимиром. Позже вместе с семьёй переехал в Одессу. Умер 16 декабря 1949 г. Имя героя носит центральная улица с. Косино (неподалёку от родной д. Ключи).

Герои Советского Союза : крат. биогр. словарь. М., 1987. Т. 1. С. 657.

Беляков Ю. П., Попов В. Г. Герои земли Ярославской. Ярославль, 2010. Т. 4. С. 193-201.

Дата обновления: 30.01.19.

1917 год

День рождения Героя Советского Союза танкиста Константина Павловича Тулупова (1917-1945)

Родился 14 мая 1917 г. в д. Кетоши Приимковской волости Ростовского уезда в крестьянской семье. Его детство прошло в родной деревне (с 1929 г. до середины 1960-х гг. входила в Гаврилов-Ямский район, ныне ― территория Ростовского района). Окончил семилетку в Ростове и школу ФЗУ при Ярославском паровозоремонтном заводе (1934). Четыре года проработал слесарем в паровозосборочном цехе завода.

В 1938 г. призван в Красную Армию и направлен служить в кавалерийскую часть. В 1941 г. выполнял правительственное задание на территории Ирана. В 1942 г. откомандирован на учёбу в зенитное училище, но через год оно было расформировано, а курсанты, в т. ч. К. П. Тулупов, были направлены в Пушкинское танковое училище, которое дислоцировалось в Рыбинске. После окончания училища с июня 1944 г. лейтенант К. П. Тулупов назначен командиром танка Т-34 1-го танкового батальона 36-й гвардейской танковой Нижнеднепровской Краснознамённой орденов Суворова и Кутузова II степени бригады 4-го гвардейского механизированного корпуса. В феврале 1945 г. отличился в боях за г. Будапешт и освобождение Чехословакии. В январе 1945 г. в составе бригады танк гвардии лейтенанта К. П. Тулупова форсировал р. Грон и участвовал в отражении контратак противника на Гронском плацдарме. 17 февраля у селения Барт экипаж К. П. Тулупова принял бой с превосходящим противником. Одиночный танк, который вёл механик-водитель Г. С. Налимов, умело маневрируя, уничтожил несколько вражеских танков и бронетранспортёров. 18 февраля три Т-34, в т. ч. машина К. П. Тулупова находясь в засаде у местечка Камендин, заняли господствующую высоту и встретили огнём контратаку противника, пытавшегося сбросить наши войска с плацдарма. За первый день танкисты отразили 4 атаки и сожгли 22 танка и 6 бронетранспортёров врага. Ожесточённые атаки продолжались ещё два дня. Исключительный героизм трёх экипажей не дал немцам возможности прорваться к переправе, при этом было уничтожено 9 танков, 4 бронетранспортёра, 1 самоходная установка и более 300 противников. 20 февраля тяжелораненый К. П. Тулупов был доставлен в медсанбат, где и скончался 22 февраля.

Похоронен в местечке Палд. Прах его был перезахоронен в братской могиле г. Штурово (Словакия). Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 апреля 1945 г. за образцовое выполнение заданий командования и проявленные мужество и героизм в боях с немецко-фашистскими захватчиками гвардии лейтенанту К. П. Тулупову посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

На здании ЯЭРЗ в честь героя установлена мемориальная доска. Его имя увековечено на мемориале героев-земляков в г. Гаврилов-Яме. Музей боевой и трудовой славы ярославского ПУ № 5 (ныне ― Ярославский железнодорожный колледж) носит имя Героя Советского Союза гвардии лейтенанта К. П. Тулупова.

Герои огненных лет : очерки о Героях Советского Союза - ярославцах. Ярославль, 1985. С. 390-392.

Герои Советского Союза : крат. биогр. словарь. М., 1988. Т. 2. С. 608.

Соколова А. Восстановить имя каждого героя : (о Герое Советского Союза, участнике Великой Отечественной войны Тулупове Константине Павловиче) // На земле преподобного Сергия Радонежского : четвёртые и пятые краевед. чтения, 2004, 2005 г. : сб. ст. Ростов Великий, 2006. С. 126–128.

Попов В. Г. Герои земли Ярославской. Ярославль, 2012. Т. 5/6. С. 191–195.

ГАЯО. Ф. 230. Оп. 11. Д. 1879. Л. 164 об., 165.

Дата обновления: 30.01.19.

 
 

© Все права на материалы, опубликованные на сайте demetra.yar.ru, принадлежат ГАУК Ярославской области «Ярославская областная универсальная научная библиотека имени Н.А. Некрасова» и охраняются в соответствии с законодательством РФ.
Использование материалов, опубликованных на сайте demetra.yar.ru допускается только с письменного разрешения правообладателя и с обязательной прямой гиперссылкой на страницу, с которой материал заимствован. Гиперссылка должна размещаться непосредственно в тексте, воспроизводящем оригинальный материал demetra.yar.ru, до или после цитируемого блока.