«Я уходил, обогащённый встречей с художником-краеведом, нашим беспокойным современником, человеком щедрой души, большого сердца» Ю. Помозов «Течёт Волга» 

Одним из первых художников-угличан, оставившим большой вклад в культурном наследии края,  изображая исчезающие исторические памятники старины, собирая интересные краеведческие сведения и печатая статьи в местной газете, был Потехин Иван Николаевич (29.12.1892 – 19.09.1961). Он первый художник из угличан, который был принят в члены Ярославского областного Союза советских художников в 1934 году.  Иван Николаевич был инициатором первых выставок в нашем городе. С его участием выставки проходили в Спасо-Преображенском соборе (1713г. постройки) в районном Доме культуры, который располагался в Богоявленском соборе, построенном в 1830 году в кремле. В 1953 году в районном доме культуры была организована выставка работ художников Малевского, Гусева, Портнова, Потехина И.Н. Членом выставочного комитета был избран Потехин И.Н.. Эту функцию Районный дом культуры (Богоявленский собор) выполнял вплоть до ввода в эксплуатацию кинотеатра «Россия» в 1962 году.

Иван Николаевич Потехин родился в декабре 1992 года в Угличе в семье сапожника, начальное образование получил в фабричной школе, а затем в четырехклассном городском училище. Вот в эти-то  годы и стал проявляться интерес мальчика к природе, к рисованию. Желание получить художественное образование  и толкнуло в конце концов Ваню в столицу, хотя  денег для этого не было. В 1910 году он приезжает в Петербург, устраивается чернорабочим в столярную мастерскую, а по вечерам посещает рисовальную школу. Затем он зачисляется слушателем в художественное училище барона Штиглица,  которое успешно заканчивает, приобретя профессию учителя рисования и черчения. 

В 1918 году Иван Николаевич возвращается в родной Углич и начинает работать преподавателем-методистом в Угличской учительской семинарии и учителем рисования и черчения в школах города. Вот в эти-то  годы у него в школе (ныне сош №2) и учится маленькая Оля Берггольц, впоследствии знаменитая ленинградская поэтесса. 

Всё это время Иван Николаевич продолжает изучать историю родного города, живо интересуется архитектурными памятниками, стремится всеми силами предотвратить разрушение их. Он постоянно рисует. Рисует уголки старого Углича, рисует пейзажи родной природы.

В 1927 году рисунки И.Н. Потехина получили высокую оценку  на Московской выставке «Истр» («Искусство трудящихся»). 

В период с 1938 года по 1946 год Иван Николаевич  участвует в ряде художественных выставок в Угличе и Ярославле. В 1946 году его работы экспонировались на выставке в Москве, где получили высокую оценку со стороны специалистов художников и архитекторов. Всё его творчество определяется глубоким интересом к истории Угличского края. Иван Николаевич отразил в своих работах строительство угличской плотины и гидроэлектростанции, написал несколько полотен, повествующих о борьбе рабочих против самодержавия. На основе рассказов старожилов и воспоминаний очевидцев он создал картины «Сходка рабочих», «Наказание в фабричном застенке», «Экзекуция», «На барском поле» Большой интерес вызвали его картины «Отправка в крепость Свияжск», «Осада Ярославля в 1609 году».

В творчестве художника большое место занимают пейзажи Волги и Углича, памятники старины. Всего И.Н. Потехиным создано около 200 работ. Произведения Ивана Николаевича Потехина хранятся в музеях Углича и Ярославля, а также в Государственно-историческом музее в Москве.

Вот один из отзывов о творчестве Ивана Николаевича: «Мы посетили сегодня выставку картин художника И.Н. Потехина. Каждому угличанину близки и дороги изображённые на его картинах места. Мы с большим интересом  осмотрели эту небольшую выставку. Можно с полным правом  гордиться достижениями и талантом нашего земляка. Большое спасибо ему за то, что его картины и рисунки хранят память о замечательном историческом прошлом нашего города. Особенно нам понравились работы «Собор Воскресенского монастыря 17 столетия», «Угличский кремль в 16 столетии» и эскизы «Осень в городском саду», «Берёзка», пейзаж «Зимой в лесу».

А вот ещё отзыв студентов – учеников Ивана Николаевича: «Выставка очень интересная. Поражает многообразие работ, просто не верится, что это создано одним человеком. От души желаем нашему учителю И.Н.Потехину долгих лет жизни и творческих успехов».

И в таком духе десятки других отзывов.

Иван Николаевич стремился к тому, чтобы его работы способствовали славе родного города, чтобы о нём знали и в других уголках России. Поэтому он и получает письма из многих весей нашей страны. 

Об этом говорят одно из писем знаменитого художника-академика Игоря Эммануиловича Грабаря:

«Глубокоуважаемый Иван Николаевич!

Хорошо, точно и профессионально выполненные рисунки с памятников Углича, разумеется, интересны и ценны, но издательства ими мало интересуются и неохотно издают за отсутствием бумаги. О состоянии памятников в Угличе мне хорошо известно по моей должности председателя научно-методического совета по охране памятников культуры при президиуме Академии Наук СССР.  И есть люди, энтузиасты, полагающие за памятники душу и жизнь, но, к сожалению, до высших инстанций забота о них не доходит.

Уважающий Вас Игорь Грабарь».

Это письмо служит лучшим доказательством того, что Иван Николаевич болел душой за родной край, пытался сделать всё возможное для его сбережения. Вот эту любовь к своему краю он постоянно воспитывал и у своих учеников, а воспитал он их за свою жизнь не одну тысячу. Он не удовлетворялся только тем, что учил их на уроках, а создавал кружки изобразительного искусства, совершал с ними экскурсии, походы. Но этого всего было мало для него. Его неуёмная душа постоянно жаждала пополнения знаний о своём крае.

Он принимает деятельное участие в исследовании и пропаганде лечебных свойств угличской минеральной воды, его интересуют алтыновские глины; он участвует в археологических раскопках под селом Золоторучьем в 1958-59 годах, которые велись под руководством известного советского археолога профессора Д.А. Крайнова. 

Поэтому он приглашается на различные семинары-симпозиумы, принимает участие в заседаниях Пленума Института истории материальной культуры Академии наук СССР. 

Но основной его работой была работа в Угличском педагогическом училище. Он вкладывает всю свою душу в воспитание  будущих учителей. На уроках изобразительного искусства, на заседаниях кружка, которым он руководил, Иван Николаевич доброжелательно помогает студентам получить навыки хороших учителей рисования, трудового обучения. Он их учит рисовать, учит изготовлять различные поделки из папье-маше, глины, пластилина. Прививает им различные навыки ваятелей. И многие из учившихся у него до сих пор с большой любовью отзываются о своём учителе.

А чтобы помочь учителям в их многотрудном деле, Иван Николаевич пишет книги «Умелые руки» и «Лепка в начальной школе», в которых отражает многолетний опыт работы автора по художественной подготовке будущих учителей и непосредственную работу с учащимися школ.

Много раз он печатал свои статьи в журнале «Начальная школа». Ему есть о чём рассказать, и поэтому его приглашают для выступлений в ряде сессий Академии педагогических наук РСФСР по вопросам эстетического воспитания детей; он принимал участие в педагогических чтениях 1956 и 1957 годов, организованных этой же академией.

Поражает неиссякаемая энергия этого простого, скромного человека. Много делая для угличского края, являясь секретарём Угличского краеведческого общества, он никогда себя не называл краеведом, предоставляя это делать  другим, так как понимал, что познать всё о родном крае ему никак не удастся.

Но он оставил хорошую память о себе и в воспоминаниях людей, знавших его, и в своих работах.

 
 

© Все права на материалы, опубликованные на сайте demetra.yar.ru, принадлежат ГАУК Ярославской области «Ярославская областная универсальная научная библиотека имени Н.А. Некрасова» и охраняются в соответствии с законодательством РФ.
Использование материалов, опубликованных на сайте demetra.yar.ru допускается только с письменного разрешения правообладателя и с обязательной прямой гиперссылкой на страницу, с которой материал заимствован. Гиперссылка должна размещаться непосредственно в тексте, воспроизводящем оригинальный материал demetra.yar.ru, до или после цитируемого блока.