Воскресенский собор (г. Тутаев)

Воскресенский Собор.

Жемчужиной творения русских зодчих считается  Воскресенский собор XVII века, славившийся красотой своих интерьеров, обилием деревянной резной скульптуры, чудесными фресками на темы Ветхого и Нового Завета. Сохранилось предание, по которому при царе Иоанне Грозном на месте Воскресенского собора находилась двухэтажная деревянная церковь во имя святых страстотерпцев князей Бориса и Глеба, брусчатая с пятью куполами. На месте престола с северной стороны и поныне стоит памятный каменный столп с крестом.

В середине XVII столетия борисоглебцы построили каменную летнюю церковь. Главный престол церкви был посвящен иконе Пресвятой Богородицы «Одигитрии» (Смоленской), а приделы – святому Иоанну Предтече и благоверным князьям Борису и Глебу. Надпись на церковной стене гласит, что освящение нового храма состоялось 24 июня 1652 года. Спустя два десятилетия с благословения митрополита ростовского Ионы (ввиду того, что шатровые верхи церкви разселись во многих местах, на сводах храма Пресвятой Богородицы построили храм. В 1675 году по окончании всех работ главый престол верхнего храма освятили в честь Воскресения Христова.

Безвестные ярославские зодчие создали удивительный по красоте и монументальный собор, богато украшенный кирпичным узорочьем. Собор с трех сторон окружен двухъярусными галереями. Венчает собор мощное пятиглавие с простыми стройными восьмиконечными крестами. В конце XVII столетия с южной стороны, на некотором расстоянии от собора, была сооружена шатровая колокольня («Ярославская свеча») и поставлены трехъярусные Святые врата.

И всюду удивляет пышность декоративного убранства, изумительное мастерство узорной кирпичной кладки. Одним из главных украшений Воскресенского собора являются его богатейшие росписи, созданные в 70-х годах XVII столетия ярославскими живописцами. Они покрывают все стены верхнего храма, как огромный ковер. Фрески становятся живой проповедью, благовествуют об истинах веры, воскрешают события древней истории.

Величественный многоярусный иконостас главного алтаря Воскресенского собора построен в конце XVII – начале XVIII века. Тело иконостаса – сквозная золоченая резьба. В соборе сохранились древние иконы, киоты со скульптурами ангелов. В Воскресенском храме пребывают святыни, гораздо более древние, чем сам храм. Распятие, по преданию, приплывшее по Волге, ученые относят к XV веку. Особенно любим прихожанами резной образ Святителя Николая Мирликийского, происходящий из соименной теплой деревянной церкви, которая стояла в слободе в XVII веке. Хранит собор многие почитаемые иконы Пресвятой Богородицы – Тихвинскую, Феодоровскую, Владимирскую, Донскую и очень редкий Силуамский образ Матери Божией, украшенный нарядным шитьем, венцом ажурной чеканки и басмой.

В 1994 году усердием священнослужителей и прихожан был устроен ковчег с частицами мощей князя Романа Угличского, священномученика Харалампия, ярославских святых князей Феодора, Давида и Константина и других угодников Божиих. Но наиболее чтимой и любимой православным народом святыней Воскресенского собора является образ Господа Иисуса Христа, именуемый Всемилостивым Спасом. На потемневшей от времени огромной иконе (высота ее три метра) изображен Вседержитель: правая рука Его поднята для благословения, в левой – раскрытое Евангелие. По преданию, образ был написан в первой трети XV веке святым преподобным Дионисием Глушицким. Незабываемое впечатление оставляет древний намоленный образ в душе любого человека. Неоднократно с него делали списки меньшего размера и увозят в разные уголки России.

С 1989 года возобновлена традиция дважды в год совершать крестные ходы с образом Спасителя по Романову-Борисоглебску. Как и двести лет назад, торжественно плывет по городу на руках богомольцев украшенный цветами Образ Всемилостивого Спаса. Множество горожан, паломников, туристов собирается и ныне на крестный ход.

Все вещественные предметы в храме имеют духовный смысл и назначение, в нем «все свято, все действенно, все врачует и спасает благодатию». Хранятся в Воскресенском соборе также и мощи святого исповедника Георгия (обретенные 1 декабря 2002 года).  Жил в последние годы при Воскресенском соборе и старец архимандрит Павел Груздев. Сюда к батюшке приезжали духовные дети, получали утешение, вразумление, благословение. Ни на один день не прекращал скресенский собор своего молитвенного служения.

Памятники истории и архитектуры

Новые материалы

История улиц и площадей. Улица Большая Октябрьская

19-01-2019 История города Ярославля

После утверждения регулярного плана в 1778 г. на карте Ярославля появилась новая улица, которая протянулась от Ильинской площади (ныне – Советская площадь) до площадки у церкви Параскевы Пятницы на ... Подробнее..

История улиц и площадей. Площадь Богоявления

17-01-2019 История города Ярославля

Территория, которую сегодня занимает площадь Богоявления, начала активно осваиваться с XVI века. С середины XVII в. она застраивается многочисленными торговыми сооружениями, которые приносили свои... Подробнее..

История улиц и площадей. Улица Андропова

24-12-2018 История города Ярославля

Современная улица Андропова за свою историю неоднократно меняла своё название. Впервые на картах города она появилась в конце XVIII в. После утверждения регулярного плана 1778 г. улица получила назв... Подробнее..

 
 

© Все права на материалы, опубликованные на сайте demetra.yar.ru, принадлежат ГАУК Ярославской области «Ярославская областная универсальная научная библиотека имени Н.А. Некрасова» и охраняются в соответствии с законодательством РФ.
Использование материалов, опубликованных на сайте demetra.yar.ru допускается только с письменного разрешения правообладателя и с обязательной прямой гиперссылкой на страницу, с которой материал заимствован. Гиперссылка должна размещаться непосредственно в тексте, воспроизводящем оригинальный материал demetra.yar.ru, до или после цитируемого блока.