Деятельность нашего земляка Сергея Алексеевича Золотарёва как выдающегося педагога, просветителя, историка литературы мало известна россиянам. Вычеркнутый из списка литературоведов в 1937 г., погибший в одном из лагерей (по одним данным в 1941-м, по другим — в 1943 г.), он был реабилитирован лишь через 53 года после ареста — в феврале 1990 г. Немудрено, что педагогическое и литературное наследие С.А. Золотарёва до сих пор осталось невостребованным. А между тем два десятка его книг по вопросам теории и практики развития школы, истории педагогики, методике преподавания русской словесности, истории русской литературы, интереснейшие исследования в области генеалогии и краеведения и сегодня чрезвычайно актуальны своим видением будущего.

Родился Сергей Алексеевич в семье кладбищенского священника Алексея Алексеевича Золотарёва, впоследствии протоиерея Спасо-Преображенского собора, 13 августа 1872 г. Окончил Рыбинскую мужскую классическую гимназию, затем историко-филологический факультет Московского университета (в 1895 г.).

Воспитанный в духовной семье, он с детства усвоил высокие нравственные устои христианских заповедей - человечности, трудолюбия, уважения к людям, любви к природе, родному краю.

«Я спрашиваю себя, — писал уже в зрелые годы Сергей Алексеевич в предисловии к книге «Писатели-ярославцы», — где воспиталась у меня любовь эта к русской литературе, давшая смысл для работ, занявших все время моей сознательной деятельности? Да здесь же, в этой маленькой частице общерусского творчества, в поэзии родного края, воспитались еще тогда, когда детскому языку были чужды слова «поэзия», «искусство», и детский ум не разбирался в научных вопросах истории и литературы...

Каждой весны ждешь с новым замиранием души. Кругом реки: Волга, Шексна, Черемуха, Коровка. Начинается борьба воды с оковами льда, разлив, ширь необъятная, манящая куда-нибудь плыть на лодке, на плоту, хоть на льдине с опасностью для жизни. Весело. Можно жить. Нужно жить».

Педагогическую деятельность С.А. Золотарёв начал после окончания Московского университета домашним учителем у графа Палена в 1895-1896 гг. Затем были два года работы в Прибалтийской семинарии в Гольдингене, с 1899 г. — в частном коммерческом училище Н. Миронова в Риге. За участие в революционных событиях в Риге в 1905 г. С.А. Золотарёв был в 24 часа выслан из Прибалтики. С 1906 г. он жил в Петербурге, где стал председателем Петербургского педагогического общества. В одной из анкет Сергей Алексеевич пишет о себе: «С 1906 до 1917 г. я появлялся в Рыбинске, Ярославле, Вологде в качестве организатора учительского союза на собраниях более или менее конспирированных. Открыто выступал на учительских курсах в качестве лектора в Саратове, Ветлуге и других городах». И при этом он, естественно, опускал, что борьба за создание учительских объединений не нравилась властям, и в 1914 году он был уволен без права работать в системе Министерства просвещения.

После Октябрьской революции С.А. Золотарёв принимает самое активное участие в создании и становлении советской высшей и средней школы. Организует и проводит учительские съезды, является постоянным корреспондентом педагогических журналов «Трудовая школа», «Семья и школа».

Отстаивая идею кооперативной школы, он часто выступает с лекциями по педагогике в Рыбинске, Бежецке, Калязине, Кашине и других городах Поволжья, издает ряд книг по методике преподавания русского языка и литературы, пишет очерки по истории русской литературы, которые высоко ценил М. Горький. Он оставил потомкам оригинальные исследования: «Синхронистическая диаграмма по истории русской литературы и историко-литературная карта России (1661-1904 гг.)», «Литература в цифрах и схемах», где рассказал о происхождении наших крупнейших писателей и дал обзор их литературного творчества. К сожалению, социология, генеалогия, также как и краеведение, в 30-е годы были преданы забвению, и многое из того, что было собрано С.А. Золотарёвым, возможно, утеряно навсегда.

Прожив почти всю жизнь в городе на Неве, Сергей Алексеевич Золотарёв никогда не порывал связи с Поволжьем, с родным Ярославским краем. Его всегда тянуло на Волгу. С ней он связал свою журналистскую, литературную, просветительную и краеведческую работу. Он был одним из организаторов рыбинского землячества, семейно-педагогического кружка (1904-1918 гг.), Рыбинского научного общества, членом которого являлся не только сам, но и его сын Виталий.

Вместе с братьями Алексеем и Давидом, Сергей Алексеевич участвовал в краеведческих съездах, которые ежегодно проходили в Рыбинске до 1930 г. Родному краю он посвятил свою книгу «Писатели-ярославцы». Ярославский край как один из культурных и литературных центров России», впервые изданную в Ярославле в 2 выпусках в 1920 г.

Будущее России С.А. Золотарёв связывал со школой. Часть ответов на поистине вековой вопрос — какой быть школе — можно найти в его педагогических произведениях: «Очерки но истории педагогики на Западе и в России» (изданы в 1910 и 1922 гг.), «Четыре смены молодежи» (1926 г.). «Действительно свободная школа, — писал он, — должна быть такой школой, где свобода преподавателя и свобода детей направлены к созиданию и упрочению таких общественных форм, при которых личная свобода получила бы все более и более возможности для се проявления». Далее Сергей Алексеевич делает вывод о великой важности общественно-педагогической постановки школьного дела, о социально-воспитательной роли личности учителя, который имеет право обучения и воспитания только на основе общественных принципов.

Другими словами, все, кто учит, и все, чему учат в школе, есть создание предыдущих коллективных усилий общества и основа его будущего. Учитель должен признать долговые обязательства перед прошлым и будущим и в меру их понимания строить свою практическую деятельность, «способствуя увеличению света, тепла и простора для жизни. Это воздействие, планомерно и целесообразно направленное, и есть воспитание».

Не менее важным, по мнению С.А. Золотарёва, является вопрос о том, как учить родному языку, который должен занять в будущей демократической школе главное место. В школах бюрократической России, как известно, главное место отводилось русскому языку как государственному. Защищая и отстаивая свободу родного языка в школах, Сергей Алексеевич подчеркивал, что «родное слово — не только предмет изучения, но и важнейшее средство обучения, глубочайший источник и сильнейший двигатель духовного развития детей... Это, может быть, самое важное применение той свободы слова, которая так важна со всевозможных точек зрения...»

К сожалению, многое в педагогическом и историко-литературном наследии С.А. Золотарёва еще не исследовано. Его деятельность и жизнь прервались внезапно. Но не меньший трагизм заключается и в том, что в течение долгого времени на его творческое наследие было наложено табу.

Необоснованно осужденный спецколлегией Ленинградского областного суда в марте 1937-го по статье 58-10 ч. I (антисоветская агитация), он погиб в сталинских лагерях. Дата и место смерти Сергея Алексеевича Золотарёва до сих пор не установлены.

Ю.И. Чубукова

 
 

© Все права на материалы, опубликованные на сайте demetra.yar.ru, принадлежат ГАУК Ярославской области «Ярославская областная универсальная научная библиотека имени Н.А. Некрасова» и охраняются в соответствии с законодательством РФ.
Использование материалов, опубликованных на сайте demetra.yar.ru допускается только с письменного разрешения правообладателя и с обязательной прямой гиперссылкой на страницу, с которой материал заимствован. Гиперссылка должна размещаться непосредственно в тексте, воспроизводящем оригинальный материал demetra.yar.ru, до или после цитируемого блока.