События 11 сентября в истории Ярославской области:

1968 год

Первое выступления камерного ансамбля "Барокко", созданного при Ярославской областной филармонии

Ансамбль возник благодаря соединению общественного и личного интереса И. В. Попкова к отечественной музыке доглинковского периода. И. В. Попков (1936 г. р.) с 1955 по 1961 г. учился в Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского; в 1964 г. закончил аспирантуру при консерватории. 1957 г. — лауреат Всесоюзного конкурса исполнителей, 1964 г. — дипломант международного музыкального конкурса «Пражская весна» (Чехословакия). Работал в Московском камерном оркестре под управлением Р. Баршая. Камерный ансамбль был создан при Ярославской филармонии, несмотря на то что все музыканты жили в Москве.

Первое выступление «Барокко» состоялось 11 сентября 1968 г. в пос. Некрасовское Ярославской области. С этого времени коллектив искал оптимальный инструментальный состав. К марту 1969 г. состав определился: скрипка, гобой, флейта, виолончель и клавесин. Сочетание духовых и струнных в камерном коллективе — это сложная форма музицирования. Январь 1970 г. — окончательное оформление первого состава исполнителей (флейтисты: с 1968 по 1980 — А. Поплавский, 1980 — Ю. Мухарлямов, 1981–1983 — В. Зверев; виолончелисты: Б. Шишкин с 1969 по 1983, А. Спиридонов — с 1983 по 1991, с 1991 — С. Мороз; гобоисты: Ф. Плятт — с 1968 по 1970, А. Корчагин — с 1968 по 1992, с 1992 — А. Пискунов; клавесинисты: А. Соболев — с 1970 по 1986, А. Пуляев — с 1987 по 1991, с 1991 — В. Васильев; скрипач — И. Попков).

Первоначально репертуар состоял из барочной музыки Франции, Германии, Италии и произведений русского композитора М. Березовского. В 1970−1971 гг. И. В. Попков изучал репертуар разножанровой русской музыки XVIII — начала XIX в. Весной 1970 г. впервые прозвучали концерт до минор и «Песнопения» Д. Бортянского; две фуги из оратории С. Дегтярева «Минин и Пожарский, или Освобождение Москвы». Весной следующего года — увертюра из оперы Д. Бортянского «Празднество сеньора»; фрагмент из мелодрамы Е. Фомина «Орфей» под названием «Пляска фурий», сюита из этого произведения. Постепенно в репертуар ансамбля вошли произведения русских композиторов: В. Пашкевича, С. Давыдова, А. Плещеева, О. Козловского, А. Алябьева. Со временем все жанры музыкальных произведений Д. Бортянского были представлены в репертуаре ансамбля (один из критиков охарактеризовал это как «музыкальную монографию композитора»). Поисковая работа в фондах Ярославского музея-заповедника («Ярославский сборник» — рукописный сборник 40–60-х гг. XVIII в., содержащий более 100 произведений) и др. хранилищах страны привела к тому, что коллектив начал возрождать и возвращать слушателям инструментальную музыку русского барокко. С 1970-х гг. музыканты начинают исполнять произведения польских композиторов (1970−1971), хорватских (1975); позднее — сочинения испанских композиторов. Коллектив обращает внимание на редко исполняемые музыкальные произведения: И. С. Баха («Искусство фуги», «Музыкальные приношения»), Г. Ф. Телемана (концерты и сонаты), Дж. Перголези, Ж. Ф. Рамо («Пять королевских концертов»). С 1972 г. «Барокко» включает в репертуар музыку современных композиторов — С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича, Р. К. Щедрина, Г. В. Свиридова и музыкальный авангард ХХ в. — произведения Д. Смирнова, М. Мееровича, В. Агафонникова.

С 20 ноября 1971 г. концерты камерного ансамбля «Барокко» стали проходить не только в зале филармонии, но и в парадном зале Ярославского художественного музея.

В начале 1980-х гг. музыканты ансамбля обращаются к русской опере и балету. 1982 г. — концертное исполнение мелодрамы Е. Фомина на стихи Я. Княжнина «Орфей». 1984 г. — опера этого же композитора на стихи И. Крылова «Американцы». 1993 г. — премьера балета-пасторали А. Алябьева «Волшебный барабан, или Следствие волшебной флейты». В это же время «Барокко» начинает сотрудничать с известными оперными солистами: А. Гай, Л. Белобрагиной, А. Фединым, Л. Сметанниковым, Г. Борисовой и др.

В самом начале своей концертной деятельности «Барокко» назывался «ансамбль старинной музыки». Репертуарное многообразие способствовало тому, что в середины 1970-х гг. это определение из названия исчезло.

1974 г. — в Ярославле создан Клуб любителей музыки с участием музыкантов. Середина 1970-х гг. — «Барокко» — коллективный член ВООПиК.

Популярность коллектива постоянно увеличивалась. Об этом свидетельствует не только география гастролей (многие страны Европы, Америки, Азии, Китая; регионы России), но и интенсивность выступлений (начало 1970-х — 6 концертов в месяц, 18 — в квартал; конец 1970-х — 3−4 концерта в день).

С 1 января 2000 г. концертной площадкой ансамбля стал Ярославский художественный музей. «Барокко», исполняя музыку всех направлений и стилей, от барокко до авангарда, работает на всех крупных выставочных проектах, создает специальные детские программы.

В 2006 г. в Ярославле состоялась презентации книги И. В. Попкова «Русское барокко: Размышления музыканта». В этом же году музей подготовил издание двух дисков с записями ансамбля «Русское барокко» и «Музыка императорской России».

2007 г. — ансамбль вместе с ЯХМ принял участие в проекте «Созвучие искусств» в рамках областной целевой программы «Дети-сироты».

В начале XXI в. — концерты «Барокко» в Ярославле проходят 3–4 раза в год; музыканты совместно с сотрудниками музея разрабатывают и играют музыкальные программы для детей.

2012 г. — новое издание: Попков И. В. «Русское барокко: Воспоминания; землемеры, или утерянный рай: документальная повесть; Человек и земля: рассказ» (Ярославль, 2012).

Современный состав «Барокко»: И. В. Попков — художественный руководитель; К. Казначеев (скрипка), А. Савушкин (флейта), А. Архангельский (гобой), Ф. Строганов (клавесин, фортепьяно), С. Мороз (виолончель) (сведения 2016 г.).

В 1979 г. музыканты награждены областной премией Ленинского комсомола. 1987 г. И. В. Попков получил звание Народного артиста РСФСР; 1993 г. — областная премия имени Л. В. Собинова; 2006 г. — И. В. Попков награжден Почетным знаком Святого Луки «За развитие культуры».

Документы, отражающие историю и деятельность камерного ансамбля «Барокко», хранятся в ЯИАИХМЗ и ГАЯО.

Источники

ГАЯО. Ф. 1021. Камерный ансамбль старинной музыки «Барокко».

ЯИАХМЗ. Отдел письменных источников. ЯМЗ 57729/1-180.

Литература

Ваняшова М. «Искусство касаться клавесина...» // Северный рабочий. 1969. 4 марта.

Попков И. Адресовано современнику // Северный рабочий. 1974. 11−12 июня.

Трапезникова Г. Звучащее время «Барокко» и старинные мелодии // Московский комсомолец. 1986. 30 июля.

Коротаев О. Слушать «Барокко» // Северный рабочий. 1986. 20 нояб.

Затеваева Г. Н. Русская музыка в репертуаре камерного ансамбля «Барокко» // VI Золотаревские чтения: тезисы докл. науч. конф. Рыбинск, 1996. С. 30−32.

Музыка и время в мозаике воспоминаний артиста ярославского ансамбля «Барокко» / публ. Г. Н. Затеваевой // Ярославский архив. М.; СПб., 1996. С. 421−439.

Затеваева Г. Н. Камерный ансамбль «Барокко» на страницах ярославской прессы 1968−1996 гг. // Страницы минувшего: VI Тихомировские чтения. Ярославль, 1997. С. 56−60.

Дата обновления: 04.06.19.

 
 

© Все права на материалы, опубликованные на сайте demetra.yar.ru, принадлежат ГАУК Ярославской области «Ярославская областная универсальная научная библиотека имени Н.А. Некрасова» и охраняются в соответствии с законодательством РФ.
Использование материалов, опубликованных на сайте demetra.yar.ru допускается только с письменного разрешения правообладателя и с обязательной прямой гиперссылкой на страницу, с которой материал заимствован. Гиперссылка должна размещаться непосредственно в тексте, воспроизводящем оригинальный материал demetra.yar.ru, до или после цитируемого блока.