Осенево - одно из старейших сёл не только Гаврилов-Ямского района, но и всей Ярославской области. Его история – важнейшая часть ярославского прошлого.

Расположено село на берегу реки Лахости в юго-восточной части района на территории Стогинского сельского Совета, в 25 км от г. Гаврилов-Яма.

Точная дата основания села неизвестна. Можно предположить, что произошло это во времена монголо-татарского ига. В XVII веке поселение получило статус села, что связано с постройкой здесь храма Казанской Божь-ей Матери. Определяющими факторами в становлении и дальнейшем развитии поселения явились наличие реки, прекрасных заливных лугов, а также расположение на оживленном Суздальском тракте.

С основанием и происхождением названия поселения бытует в местных краях несколько легенд, передающихся из поколения в поколение. По одной из них, на месте современного села росли осиновые леса. Во времена монголо-татарского нашествия люди, бежавшие от завоевателей, здесь остановились и образовали на берегу реки поселение. Поэтому и сейчас некоторые старожилы считают, что вначале село называлось ОСИНОВО, а только уж впоследствии трансформировалось в ОСЕНЕВО.

Другая местная легенда гласит, что ехал как-то мужик на ярмарку, но по дороге случилось несчастье – сломалась у телеги ось. Пришлось ему задержаться, переночевать. Понравились ему эти места, и решено было здесь обосноваться. Так, благодаря сломанной оси, и возникло поселение. В данном случае происхождение названия села связано со словом «ссь».

Третья версия происхождения названия связана со словом ОСЕНЬ, так как исстари, после окончания уборочных работ, в этих местах проводились ярмарки.

Окружающая местность характеризуется прекрасными заливными лугами, близостью лесных массивов, достаточным количеством пахотных земель. Река Лахость берёт своё начало в болотах соседней Ивановской области. Название реки имеет мерянское происхождение, что отражает дославянское освоение этой территории. Источниками питания реки являются родники и немногочисленные притоки, вблизи Осенева – речушки Решетиха и Чёрная. Во время строительства Ивановской ГРЭС болота в соседней области были частично осушены для добычи торфа. После этого река значительно обмелела. В 1970-е годы предпринималась попытка искусственного углубления русла реки, но безрезультатно. Рельеф местности вокруг села имеет слабохолмистый вид с небольшим понижением к югу.

Отдельные наименования здесь имеют местные названия. Крутые обрывы к Лахости называются КРУЧАМИ. Одна из них, находящаяся юго-западнее села по дороге в соседнее село Николо-Пенье, именуется КРАСНОЙ КРУЧЕЙ, что связано с красным цветом глины. Ровные, пологие берега Лахости называют здесь ПОЛОГАМИ.

Одно из первых документальных упоминаний о селе, обнаруженных в ходе исследования, относится к концу XVI - началу XVII веков. В XVI веке поселение относилось к Ростовской епархии и, возможно, являлось собственностью Ростовской митрополии. В период Смутного времени здесь произошли страшные погромы и грабежи, совершённые польскими завоевателями. В одной из дозорных монастырских книг, сохранившихся в архивах, можно прочесть:

«Деревня Осенево. Было до разорения две выти, а ныне осталось в живе полчети выти. А ныне та деревня выжжена. Крестьян посечено десять человек»1. Эта запись интересна не только с точки зрения подтверждения факта существования поселения в начале XVII века, но и проблемы датировки его возникновения. При всем уважении к местным легендам, всё-таки приходится признать, что скромный характер поселения («две выти» освоенных земель) позволяет предположить начало XVI века как наиболее реальное время возникновения села.

Более полное упоминание об Осеневе можно найти в писцовых книгах Ростовского уезда 1629-1634 гг., куда административно тогда оно относилось. В одной из них можно прочитать запись; «За князем Иваном князем Федоровым сыном Татевым село Осенево на реке Лахости без жребия, а в селе церковь Ивана Воина, а у церкви поп Григорий Фёдоров, дьячок – вдовой поп Феофан, просвирница Оксиньииа. Пашни церковные середней земли двадцать чети в поле, а две потому ж, сена 10 копен.»2 Поразительные перемены в жизни поселения – оно становится селом, происходит существенное освоение пахотных земель. Как видно из записи, село в это время являлось уже частновладельческим, вотчиной Ивана Федоровича Татева, стольника и томского воеводы, убитого в Можайске 2 июня 1634 года.

Писцовые книги середины XVII века ставят перед краеведами еще одну интересную исследовательскую проблему, В них упоминается о существовании в этой местности Никольско-Осеневского монастыря, находящегося в 1,5 верстах от села. Читаем запись: «Села Осенева и у деревень вотчинников на вотчинной земле монастырь Никольский на реке Лахости, а в монастыре церковь Николы Чудотворца, а у церкви в келье чёрный поп Гурий, да три кельи старцов и черниц, да у церкви же дьячок вдовый Василий Яковлев, пономарь Амоско, просвирница Афимьица, да три кельи нищих питаются от церкви Божьей. Пашни церковные середней земли пять чети в поле, а в дву потому ж, сена десять копен; на монастыре же дворы детёнышев: Володька Александров, да сын его Васька, да внук его Полунька Васильев, Оксенко – прозвище Колюбако-Смирново. Пашни пашу на монастырь наездом детёныши, середней земли двадцать чети в поле, а в дву потому ж, сена сорок копен.» 3 Известный ярославский краевед XIX века А.А. Титов, специально занимавшийся этим вопросом, с сожалением указывает на отсутствие в дальнейшем каких-либо источников об этом монастыре. Он же отмечает, что по устным преданиям, передаваемым старожилами, в середине XVIII века здесь находился архиерейский старый дом ростовских митрополитов, у которых здесь же был конский завод 4.

В 1792 году в Осенево строится каменный храм во имя Казанской Божьей Матери, апостолов Петра и Павла – самый большой и величественный в округе. Построенный на высоком месте, храм виден за несколько километров. Была лет­няя и зимняя церковь, соединённые переходом. На колокольне было установлено пять куполов. Отдельные настенные росписи сохранились до сих пор, хотя вот уже более полувека здесь оборудован колхозный склад.

Вторая половина XVII - начало XVIII веков стали временем быстрого развития села, оно превратилось в экономический центр округи. В это время активно осваиваются новые пахотные земли, совершенствуется ремесло. Во­круг села возникает множество небольших деревушек, и, что очень важно отметить, село превращается во второй по значимости, после Великосельского, торговый центр этого региона. Документальным подтверждением этого является «Топографическое описание Ярославской губернии» за 1800 год, осуществленное губернским Землемером Иваном Кореневым. В нем упоминается о еженедельных торгах по воскресеньям, проводимых в Осеневе5.

Важные изменения в жизни села происходили во второй половине XIX - начале XX веков. Село меняет «прописку»: с 60-х годов оно входит уже в состав Ярославского уезда и является волостным центром. Здесь открывается волостное правление, земская школа. В 1880-х годах в Осеневе насчитывалось 107 дворов, в селе проживало 216 душ мужского пола и 289 душ женского пола. Село окончательно оформилось как торговое, оно быстро развивалось. В 1914 году здесь проживало уже 2240 человек7. Здесь работали 32 торговые лавки, трактир, чайные, постоялый двор, почтовая станция. Сельским хозяйством осеневцы занимались мало. Земельные наделы были небольшими. Слабо развито и огородничество: лук, огурцы, овощи предпочитали покупать на ярмарках. Несколько десятков семей занимались выращиванием и переработкой льна, причём, не только для собственного потребления, а и на продажу.

В центре села, около храма, находилась большая торговая площадь. Самые крупные и богатые ярмарки проводились дважды в год, на праздник Казанской Божьей Матери. Также проводились еженедельные базары, которые в местных краях назывались ВОСКРЕСНИКАМИ. Торговали зерном, мукой, овощами, различными продуктами питания, одеждой, ремесленными изделиями. К примеру, из соседних деревень Артемиха и Петровское, где стояли кожевенные заводы, привозили прекрасные сапоги, из деревни Толстовка – льняное масло, из деревни Тарусино – бочки и кадки (чаны). Старожилы села утверждают, что на ярмарку приезжали купцы из Бурмакина, Костромы, Великого, Ярославля, Ростова и даже Санкт-Петербурга. На время ярмарки устанавливались специальные карусели, на которые выставлялся товар. Они вращались и, таким образом, товар был виден со всех сторон.8 Вокруг базарной площади находились торговые лавки.    Удалось восстановить имена некоторых торговцев, дома которых сохранились до настоящего времени. В двухэтажном каменном здании проживала купеческая семья Галкиных. Жилые комнаты находились на втором этаже, а на первом – торговая лавка. Здесь торговали вареньями, соленьями, ландрином. Им же принадлежал еще один двухэтажный торговый дом, располагавшийся справа от храма (в настоящее время не сохранился). На его втором этаже была булочная, а на первом торговали бакалеей. Около этого дома был разбит большой фруктовый сад, в котором росли яблони, вишни, груши.

Рядом с Галкиным в 1910-е годы жил местный священник Богоявленский. Домик его был небольшой, семья имела земельный надел, который самостоятельно ею обрабатывался. Батюшка пользовался в селе большим авторитетом. К сожалению, дом этот не сохранился.

Богатой купеческой семьей были Кондрашовы, которым принадлежал большой каменный двухэтажный дом. Глава семьи, Александр Дмитриевич, и сын его, Александр Александрович, были в селе очень влиятельными людьми. Семья проживала на втором этаже, а на первом была торговая лавка, где продавались различные ткани и сопутствующие товары. Им же принадлежала просторная кузница. В доме Кондрашовых при Советской власти располагался сельсовет, а в настоящее время – медпункт.

Одним из самых богатых торговцев села был Сергей Сергеевич Огородное. Он имел собственную пекарню, которая, кстати, эксплуатировалась до 1970-х годов. В просторном двухэтажном каменном здании, ему принадлежавшем, на верхнем этаже находилась чайная, а на первом – скобяная лавка. Здесь же располагалась и продовольственная лавка. Семья жила в отдельном кирпичном доме, который до настоящего времени не сохранился. Известно, что когда торговые дела шли совсем плохо, Огороднов дважды поджигал свой дом, предварительно застраховав его на приличную сумму. На полученные после этого страховые деньги он восстанавливал дом и торговлю.

Сейчас правление местного сельхозпредприятия располагается в большом красивом кирпичном доме, принадлежавшем когда-то купеческой семье Максимычевых. Раньше на его втором этаже находились жилые комнаты, а на первом – продовольственная лавка. Здесь же продавался керосин. У Максимычевых в собственности были земельные наделы, на которых работали наёмные батраки.

В центре села, рядом с домом Максимычевых, стоял большой постоялый двор Кругловых. В одной его половине находился собственно постоялый двор, а в другой – жилые комнаты хозяина. Здесь же торговали горшками и баранками, которые изготовляли Кругловы.

Еще один двухэтажный каменный дом принадлежал Усиловым. На его втором этаже была чайная, а внизу торговали вином. В село частенько наведывался владелец винодельческого завода Гамеладзе.

Остались в памяти потомков торговцы Барашковы, жившие также в двухэтажном доме, не сохранившемся до нашего времени,

В селе стояла каменная просторная палатка, в которой за небольшую сумму можно было оставить на хранение сундук с самым необходимым на случай пожара. Кроме этого, было большое пожарное депо с двумя ручными пожарными машинами. Содержалось оно на пожертвования селян.

В начале XX века в селе проживала последняя старообрядческая семья из двух сестер Анны Васильевны и Евдокии Васильевны Кругловых (однофамильцы уже упоминавшейся нами купеческой семьи). Они не имели семей, их два брата жили в Москве. Сестры Кругловы жили в двухэтажном деревянном доме справа от храма. В собственности они имели лес, луга, пашни. Семья использовала наёмный труд. Староверов в XVIIIXIX веках проживало здесь, по всей видимости, немало. У них было отдельное кладбище за пределами села. В настоящее время оно заросло, остались лишь едва заметные холмики могил. Осеневцы до сих пор зовут это место «староверским кладбищем».

Несмотря на то, что осеневские плотники славились на всю округу, в самом селе хороших мастеров не было. Это больше относится к плотникам прилегающих деревень. Даже сами осеневцы приглашали (или, как тогда говорили, «рядили») их на работу. А вот кузница Кондрашовых была самой лучшей в этой стороне и принимала заказы со всей округи. Печным ремеслом славилась семья Шубиных, причем это мастерство передавалось у них от поколения к поколению. Семья мастеров жила в просторном деревянном доме, использовала наёмный труд, в том числе для обработки земельного надела. В 1914 году в специальном реестре в Осеневе значился один кустарь, изготовляющий топоры, косы, серпы, и три кустаря, занимающиеся сапожным промыслом.

В 1913 году было построено новое двухэтажное каменное здание земской школы (школа до сих пор работает в этом здании). Примерно в то же время были открыты в селе медицинский и ветеринарный пункты.

Переломные события в жизни села связаны с установлением Советской власти и начавшейся гражданской войной. Установление новой власти произошло мирным способом, но было совсем не простым. Новая власть установилась позже всех в Ярославском уезде, весной 1918 года. Объяснить это можно прочностью позиций торговцев, их большим влиянием на односельчан. При этом организующая роль уездного комитета в провозглашении здесь Советской власти была определяющей. При волостном исполнительном комитете было создано несколько комиссий: земельная, по торговле, по национализации и др. Тяжёлым бременем на крестьян легла начавшаяся продовольственная разверстка, проводившаяся рабочими отрядами с гаврилов-ямской Локаловской мануфактуры и властями. Так, только осенью 1918 года в Осеневской волости комитетами бедноты было собрано 11 тысяч пудов хлеба2. Очень грозными и страшными в жизни села в 1919-1921 гг. были события, связанные с деятельностью здесь банды Юшко-Стулова, боровшейся с новой властью. Они частенько наведывались в село. В апреле 1921 года в соседней деревне Листопадка убили председателя Осеневского волисполкома Василия Александровича Сидорова. Он был торжественно похоронен в селе, на траурный митинг приезжали коммунисты из Гаврилов-Яма и Ярославля. При ликвидации этой банды в 1922 году все местные дороги были перекрыты чекистами и красноармейцами, местная беднота помогала этим отрядам. В конечном итоге, банда была ликвидирована.

Интересен факт активной работы в годы гражданской войны в селе школьного кооператива. Он был создан в декабре 1918 года для обеспечения школьников ученическими принадлежностями. Каждый желающий ученик-кооператор внёс по 1 рублю паевого взноса и 30 коп. вступной платы. На общем собрании были избраны приказчик, в обязанности которого входила торговля, казначей, председатель правления и ревизионная группа. Школьный кооператив активно сотрудничал с местным культурно-просветительским кружком и обществом потребителей, работавшими в селе. Средства кооператива достигали 200 рублей.

В период новой экономической политики в Осеневе вновь возрождается торговое дело, но уже в гораздо меньших масштабах. Значение села как чисто торгового центра начинает падать. Сама жизнь заставляла людей все больше и больше заниматься сельским хозяйством. Теперь уже все без исключения семьи имели земельные наделы, размер которых зависел от числа едоков. Сажали рожь, пшеницу, овес, ячмень. Еще и в доколхозный пе­риод много выращивали картофеля. Значительны были посевы льна, который, в основном, производили на продажу на сохранившихся базарах-«воскресниках» или возили в Гаврилов-Ям, Ростов. В среднем, в каждой семье было 1-2 лошади, 1-2 коровы, подтёлок (молодая корова-телушка), а вот поросят почти не было ни у кого. Село всё так же считалось в округе зажиточным.

По-прежнему существовали традиционные виды ремёсел. Сохранилась и традиция проведения еженедельных базаров («воскресников»), ярмарок в День Казанской Божьей Матери, но размер их был уже не тот, что ранее.

Новый этап истории села Осенева связан с проведением коллективизации. Колхоз здесь был организован в декабре 1929 года и назван в честь М.И. Калинина. При организации в него вошли вначале только 30 крестьянских хозяйств с общим количеством земли в 200 га. Первым председателем колхоза стал Вениамин Васильевич Круглов. В это же время создавались колхозы в соседних деревнях: «Красный броневик» (д. Листопадка), «Пролетарское знамя» (д. Тарусино), «Герои Октября» (д. Колюбаиха), «Красноармеец» (с. Николо-Пенье) и др. Отношение к колхозам было различным: бедноте терять было нечего, а вот зажиточные крестьяне относились к этой идее весьма настороженно. Однако для единоличников создавались такие условия, что деваться им было некуда, и приходилось идти в колхоз.

Работали в колхозе от зари до зари. Оплата трудодней часто была недостаточной – выручало собственное подворье. И это при том, что колхоз имени Калинина» считался в районе не бедным. В колхозе работало две кузницы. На одной из них трудились братья Феденовы, на второй – Екимовы. Одна из кузниц, принадлежавшая до революции Кондрашовым, была закрыта только в 1975 году.

В 1930-е годы на берегу Лахости построена паровая мельница, которая проработала до 1970 года. Тогда же был основан небольшой молокозавод. Он располагался в одном из церковных подсобных помещений. Здесь изготовляли масло, сметану. Завод был закрыт в конце 1940-х годов.

Коллективизация сопровождалась раскулачиванием крепких хозяйств. Была раскулачена семья Галкиных. У них отобрали дом, имущество, а семью выселили из села. Сергей Георгиевич Галкин в 1930 году был осужден за «контрреволюционную пропаганду». Позднее Галкины обосновались в Ярославле. Такая же участь постигла Кондрашова Владимира Фёдоровича. У него отобрали дом, имущество, но самой семье разрешили жить в селе. В 1930-е годы были репрессированы ещё несколько семей.

Печальная участь постигла храм Казанской Божьей Матери. В 1932 году решением Гаврилов-Ямского исполкома депутатов трудящихся она была закрыта, а в 1934 году – разрушена. В село приезжала делегация из Гаврилов-Яма с охраной. Сожгли иконы, демонтировали купола. Сначала сняли 4 небольших колокола, а затем – главный, весивший, по преданиям, 412 пудов. Собралось в этот трагический день все село, люди плакали, видя это по­ругание святынь. Когда главный колокол ударился о землю, он раскололся на несколько частей. Старожилы и сейчас говорят, что в тот момент застонала земля. Местного священника Богоявленского выслали из села, но не репрессировали, он служил позднее в других храмах. Несколько лет назад приезжала в село его младшая дочь.

Конец 1930-х годов памятен серией пожаров, произошедших в селе. Оказалось, что это было результатом поджогов Фёдора Шалина, за что его привлекли к уголовной ответственности.

Тяжёлые испытания выпали на долю осеневцев в годы Великой Отечественной войны. Около 100 мужчин ушли защищать Отечество, 40 из них навсегда остались лежать на полях сражений. В некоторые семьи похоронки приходили не единожды. Так, погибли отец и сын Лодягины (Константин Александрович и Павел Константинович), трое братьев Никифорычевых (Александр, Иван, Николай). Все годы войны в помещении местной школы работал детский дом для блокадников-ленинградцев. Жители села, как могли, помогали несчастным детям. И, конечно, главным в жизни колхозников в эти годы был ударный труд во имя Победы. Постоянно проводились денежные займы, сбор средств на строительство танковых колонн, эскадрилий. Великим днем для осеневцев стал День Победы 9 мая 1945 года.

Вторая половина XX века стала новой страницей истории села. В 1950 году произошло объединение мелких хозяйств в единый колхоз имени Калинина. Осенево стало его центральной усадьбой. В начале 1960-х годов усилиями председателя Петра Егоровича Дубровина на месте бывшей торговой площади был выстроен большой «Народный дом». Здесь предполагалось разместить правление колхоза, почту, медпункт. Но не повезло – дом сгорел сразу же после его постройки.

Переломным стало и начало 1960-х годов, когда менялась жизнь на селе. Появились паспорта, денежная оплата труда. Именно в это время начался массовый отток населения, особенно молодёжи, в города. Все, кто имел хоть какую-то возможность, стремились обосноваться в Гаврилов-Яме, Ярославле, других городах.

Годы перестройки и последующего реформирования сельского хозяйства оцениваются осеневцами как тяжёлые времена своей истории...

Несколько слов хочется сказать об особенностях разговорной речи коренных осеневцев. Дом, внутри которого нет никаких перегородок, называется здесь ЗАПЛОШНОИ ИЗБОЙ, фартук – ПЕРЕДНИКОМ, тканевые (тюлевые) накидки на подушки старожилы называют НАКИДУШКАМИ, полотенца – РУЧНИКАМИ. Мастеров по изготовлению валенок называют в этой округе КАТАЛЯМИ, а места расселения бобровых семей на Лахости называют БОБРАКАМИ.

Историко-этнографический обзор села Осенева был бы не полон, если не рассказать об известных людях этого края.

Самым известным осеневцем, безусловно, стал лётчик-космонавт Валерий Иванович Токарев. Его отец, Иван Павлович, офицер запаса, после увольнения из рядов Советской Армии, работал в Гаврилов-Яме председателем районной организации ДОСААФ, а затем был избран председателем колхоза имени Калинина. Семья переехала в Осенево. Здесь и прошли детские годы будущего космонавта. После окончания местной школы и трагической гибели в автокатастрофе отца, Валерий уехал в Ростов к бабушке, где окончил среднюю школу. А затем были годы учебы в Армавирском военном училище, работа по испытанию новых видов техники, учеба в Военно-Воздушной Академии имени Гагарина, занятия в Центре подготовки космонавтов в Звёздном городке. В мае 1999 года в составе международной экспедиции Валерий Иванович совершил полёт в космос.

С большим уважением говорят осеневцы о бывшем председателе колхоза, жителе этого села Константине Фёдоровиче Родионове, за его умелое руководство и человечность. Он родился в деревне Иваниха. После окончания Осеневской школы учился в Великосельском зооветтехникуме, который окончил в 1956 году, получив специальность ветеринара. Год проработал заведующим Стогинским ветучастком, а в 1957-1965 гг. - ветеринарным фельдшером в родном колхозе. А после этого более 30 лет возглавлял родной колхоз имени Калинина. За свой добросовестный труд Константин Фёдорович награжден орденами «Знак Почета» (1976), Трудового Красного Знамени (1991).

«Человек земли» – так можно охарактеризовать жителя села Юрия Николаевича Леонтьева, посвятившего свою жизнь родной земле, святому хлеборобскому делу. Он – один из немногих в нашем районе механизаторов, награжденный орденами Трудового Красного Знамени и Октябрьской революции.

Нельзя не сказать и о том, что на протяжении нескольких десятилетий Осеневская школа признавалась одной из лучших в Гаврилов-Ямском районе. Во многом это связано с деятельностью замечательного педагога, заслуженного учителя Российской Федерации, Нонны Александровны Зунтовой. Более 30 лет проработала она учителем биологии, 14 лет возглавляла педагогический коллектив. Дважды, в 1979 и 1983 годах, школа была участницей ВДНХ и награждалась медалью. А в 1981 году Нонна Александровна награждена орденом «Знак Почета».

Источники:

Киселев, Сергей  Села Гаврилов-Ямского района. Село Осенево. / Сергей Киселев // Летопись Ярославских сел и деревень. – Рыбинск: Рыбинское подворье, 2004. – С.367

 

 
 

© Все права на материалы, опубликованные на сайте demetra.yar.ru, принадлежат ГАУК Ярославской области «Ярославская областная универсальная научная библиотека имени Н.А. Некрасова» и охраняются в соответствии с законодательством РФ.
Использование материалов, опубликованных на сайте demetra.yar.ru допускается только с письменного разрешения правообладателя и с обязательной прямой гиперссылкой на страницу, с которой материал заимствован. Гиперссылка должна размещаться непосредственно в тексте, воспроизводящем оригинальный материал demetra.yar.ru, до или после цитируемого блока.