Родился 30 августа 1922 г. в г. Молога Ярославской области. Отец Павел Фёдорович Лобанов (1874-1944) - лоцман в местном совхозе. Овдовев, женился на Елизавете Степановне Соковиной (1894 –1964), которая взрастила 2-х детей мужа и 3-х собственных. Старшим сыном был Саша, развивался активным, любознательным, но в н. 30-х гг. ребёнок перестал слышать. Начиная с 1935 г. провинциальная Молога претерпела кардинальные изменения: там наметилось строительство Рыбинской ГЭС. Горожане вынуждены были покидать обжитые земли. Семья Лобановых переехала в Ярославль. Война сильно изменила жизнь прифронтового города. И семья делила общие для всех тревоги: нехватка топлива и продовольствия, частые бомбёжки… В дом Лобановых расквартировывают солдат. Они, замечая чрезмерное любопытство глухонемого паренька к оружию, давали подержать винтовку Мосина, в шутку пообещали подарить. Александр чрезвычайно расстроился, когда не получил оружие. Он активно просил у матери купить ему ружьё, поясняя жестами: «не игрушечное», а именно – «железное».

Бытовая неустроенность и скученность, смерть отца и материальные проблемы катализировали семейные конфликты, да и у Саши «испортился» характер, он обвинял мать в своей болезни, не слушался родственников, убегал… В 1947г. отчаявшаяся мать консультирует сына в Ярославской психиатрической клинике, откуда его направляют в загородную больницу «Афонино», недалеко от города. В тот момент, когда за Александром закрылись двери психбольницы, над родной Мологой полностью сомкнулись воды Рыбинского моря. Александр тяжело переживал госпитализацию, постоянно просился домой. Первые десятилетия в стационаре оставался возбуждённым, ни с кем не контактировал, испытывал суицидальную настроенность. Исподволь он всё же стал привыкать к больничной жизни, его привлекали к хозяйственным работам: трудился водовозом на лесозаготовках, с больничной машиной ездил в Ярославль за продуктами.

Где-то с 70-х годов Александр начинает складывать в свой чемоданчик под кроватью вырезки из газет и журналов («Охота и охотничье хозяйство», «Огонёк», «Смена»), листки отрывных календарей, открытки, объединенные тематикой охотничьего или военно-исторического рисунка. Он берётся робко и неуверенно рисовать в тетрадях. Первоначально, в т. н. «протестный» период им изображались сцены преимущественно несчастного случая на охоте, созвучные с его личной трагедией. Затем он начинает рисовать уже на альбомных листах, экспериментирует с коллажной техникой, охотно фотографируется в многочисленных сериях «парадных» автопортретов. Он обострённо переживает своё одиночество, но постепенно свыкается с бесперспективностью судьбы. В деревенском клубе с интересом смотрит художественные фильмы, его особенно увлекали ленты с военно-революционной тематикой, например: «Чапаев» и «Мы из Кронштадта»… В поисках своего «Я-образа» он находит себя в ипостаси вооружённого защитника, егеря.

Уже с середины 80-х гг. по настоящее время в кабинетном «Музее арт-терапевтической экспрессии» на кафедре психиатрии ЯМИ / ЯГМУ экспонируются работы А. Лобанова.

В 1997 году в Городском выставочном зале Ярославля открылась первая выставка коллекции ИНЫЕ, где красочные рисунки А. Лобанова привлекли внимание многочисленных зрителей; нашлись родственники. В 1999 г., по случаю его 75-летия в Ярославском художественном музее прошла его первая персональная выставка «Аутсайдер». На своих многочисленных рисунках и фотографиях этот смиренный человек обязательно вооружён, но не опасен. Помимо себя автор щедро «одаривал» окружающий мир своим изобретением – двуствольной винтовкой. Он, как и другой романтик, Дон Кихот, явился лишь искренним защитником своих идеалов…

Александр Лобанов с детства был отгорожен от социума многочисленными «стенами» - утратой родного города и поддержки семьи, глухонемотой, психиатрическим «опытом», полувековой изоляцией в стационаре, страданьями недопонимания. Тем не менее, художник-самоучка сумел возвыситься над личной трагедией, и ещё при жизни признан наиболее масштабным художником–аутсайдером России. Он оставил существенный след в истории всемирного наследия аутсайдер-арт.

Умер 22 апреля 2003 г., захоронен на кладбище в Чурилково, где установлен памятник работы ярославских дизайнеров Елены и Михаила Макаровых.

А.Лобанов участник более 100 выставок, проведённых коллекцией ИНЫЕ (аутсайдер арт, Ярославль) в России и в Европе; был представлен и на 3-й Московской Биеннале современного искусства (2009). Организовано 5 его персональных выставок, самая масштабная – в Музее Коллекции Ар Брют в Лозанне (Швеция, 2007).

Произведения находятся в художественных музеях Ярославля, Москвы, Иванова (с 2021 г. они пополнили и фонды Национального музея современного искусства (MNAM) в Центре Помпиду, Париж), в Музее Коллекции de Art Brut (Лозанна), Музеях современного искусства Вильнев д’Аск и Креасьон Франш (Франция),  «The Museum of Everything» (Великобритания) в ряде частных коллекций и галерей России и зарубежья.

Гаврилов В.В., Урываев В.А., Шестаков В.И. «ПАТОС» и «ПАФОС» в творчестве душевнобольного художника. // «Маргинальное искусство», - М.: издательство Московского университета, 1999. - С. 97-99.

Ваганова И. Смотрю, как деревья растут. // Золотое кольцо.  - 1999. – 18 мая. – С. 4.

Ваганова И. В 75 лет Александр Лобанов получил паспорт и теперь мечтает о настоящем ружье. // Золотое кольцо. - 1999. – 28 августа. – С. 3.

Зорин А. Не от мира сего… // Ярославские новости. - 1999. – 3 сентября. – С. 9.

Азов А. В. Становление личности художника: феномен А.П. Лобанова. // Первые Алмазовские чтения: Роль творческой личности в развитии культуры провинциального города, - Ярославль, Изд-во «ДИА-пресс», 2000. - С. 123-128.

Гаврилов В., Ивенская И. Под крышей дома моего… (Попытка систематизации творчества А.П. Лобанова). // «Философия наивности», - М.: издательство Московского университета, 2001. - С. 269-275.

Власов Е. Ружья из-под воды // Популярная психология, - 2005. - № 7. - С.88-89.

Гаврилов В.В., Гаврилов И.В. «Я – рисование» // Странный художник, - М.: Изд-во Standartu Spaustuve, 2015. - С. 110-119.

Гаврилов В.В. Феномен Александра Лобанова // Аутсайдер арт: коллекция «ИНЫЕ», - М.: ИД «Городец», 2017. - С. 162-203.

 

 
 

© Все права на материалы, опубликованные на сайте demetra.yar.ru, принадлежат ГАУК Ярославской области «Ярославская областная универсальная научная библиотека имени Н.А. Некрасова» и охраняются в соответствии с законодательством РФ.
Использование материалов, опубликованных на сайте demetra.yar.ru допускается только с письменного разрешения правообладателя и с обязательной прямой гиперссылкой на страницу, с которой материал заимствован. Гиперссылка должна размещаться непосредственно в тексте, воспроизводящем оригинальный материал demetra.yar.ru, до или после цитируемого блока.