События 9 июля в истории Ярославской области:
1716 год
Освящена Федоровская церковь в Толчковской слободе Ярославля после окончания работ по росписи стен
Четырёхстолпный пятиглавый приходский храм на правом берегу Которосли посвящён иконе Фёдоровской Богоматери. Написанная знаменитым мастером Гурием Никитиным (между 1620 и 1625 – 1691) для деревянной церкви Николы на Пенье в Толчкове, позднее она была перенесена в специально построенный (1682-1687) для неё холодный храм того же прихода. История создания иконы и строительства Николо-Пенской и Фёдоровской церквей отражена в рукописной «Повести о начале зачатия и поставлении...» XVIII в. В этом подобии летописи говорится, что на деньги от вклада «в вечное поминовение души» прихожанина Ивана Данилова сына «прозванием» Ерёмина в 1715 г. начались стенописные работы местной артелью под руководством Фёдора Игнатьева (1649?–1720) и Фёдора Фёдорова (?–1732). На следующий год роспись была закончена, и 28 июня церковь освящена епископом ростовским и ярославским (1711-1718) Досифеем (Глебовым). Названные мастера-живописцы были выдающимися иконописцами-знаменщиками, участвовали в росписи многих ярославских церквей. Их работы отражают новое направление в искусстве Ярославля 1690–1720-х гг., для которого характерны динамичность сюжетов, многолюдность композиций и пышная декоративность. Исследователи отмечают в творчестве Фёдора Игнатьева и Фёдора Фёдорова непосредственность и творческую свободу стиля, вместе с тем подчинённые высокой духовности. Стенопись церкви Фёдоровской Богоматери состоит из 438 сюжетных клейм, сгруппированных в 25 иконографических циклов. Паперть церкви не была расписана. В центральном куполе помещено изображение Спаса Вседержителя с раскрытым Евангелием. В барабане – 8 праотцев в рост и 16 ветхозаветных пророков. На парусах написаны евангелисты, между ними – «Спас на убрусе», «Богоматерь Знамение» и ангелы с зерцалами. Своды украшены изображениями праздников: северо-восточная сторона – Благовещения и Рождества Богородицы (с апокрифическими сценами), юго-восточная – Рождества Христова и Сретения; на западном своде помещена композиция «София созда себе дом». Подпружные арки и столпы заняты 46 сценами деяний апостольских. В нижней части столпов, на восточных их сторонах, написаны два оригинальных изображения полуфигур Христа и Богородицы в пышных медальонах из цветочных гирлянд, напоминающих оформление парадных царских портретов того времени. Стены храма разделены киноварными разгранками на 6 ярусов. Пять верхних шириной до 2-х м заняты сюжетными фризами, шестой (1,3 м) – орнаментом из вьющихся красновато-коричневых стеблей и листьев и зелёно-голубоватых цветов. На западной стене в этом ярусе вместо орнамента даны 6 картин на сюжеты «Песни Песней». В крупных люнетах стен, образующих верхний ярус, располагаются многофигурные композиции праздников, среди которых преобладают праздники богородичного цикла – «Живоносный источник», «Покров», «Собор Богородицы» и «Введение во храм». В остальных сюжетных фризах тематические циклы следуют один за другим непрерывно, начинаясь в одном ярусе и переходя в другой. На северной и южных стенах впервые в Ярославле однофигурные эмблемы заменены сложными сюжетными. На южной стене изображена история иконы Фёдоровской Богоматери: нахождение иконы в лесу на сосне костромским князем Василием, охотящимся со слугами и собаками; встреча крестного хода с иконой у ворот Костромы; победа над Батыем в виде битвы у стен города. Весь нижний шестой ярус посвящён теме прославления Богоматери, пятый – Страстям Христовым. Роспись выполнена в резкой цветовой гамме, основными элементами которой являются тёплые тона: золотистая охра, разбелённая зелень и красно-коричневая черлень. Открытый характер несложной и грубоватой цветной палитры; доведённая до предела плоскостность трактовки; орнамент, пышно и разнообразно покрывающий одежды и изображаемые предметы, придают росписи характер очаровательного лубка. Лубочный характер носит и сам подбор сюжетов, особенно в нижней части стен храма. Здесь отражена бьющая ключом жизнь с множеством реалистических бытовых подробностей и жанровых сцен. Тематика живописи подсказана десятью «чудами» из книги Иоанникия Галятовского «Небо Новое». Интересна картина, изображающая пожар Костромы, на которой жители спасают от огня сундуки со своим имуществом. Росписи создавались в период войны Петра I со шведами. Талантливый знаменщик Фёдор Игнатьев придал многим сценам неповторимые черты своей эпохи, живо, динамично, непосредственно показав в росписи морские и сухопутные битвы. Например, в «Чуде спасения Царьграда от сарацин» реально изображён трехмачтовый шведский корабль «Элефантина». Неповторимое своеобразие росписи придают превосходно написанные архитектурные кулисы, в облике которых угадываются реальные формы дворцов в стиле петровского барокко. Роспись имела тёплый, насыщенный цветом, радостный колорит. В 1862 г. фрески были частично прописаны клеевой краской. Стенописи сильно пострадали, особенно в то время, когда храм был закрыт и использовался под склад.
Повесть о начале зачатия и поставлении первыя деревяныя церкве святаго Николая чудотворца что на Пенье... [Николо-Пенской и Федоровской церквей] // Ярославские епархиальные ведомости. Ч. неофиц. 1872. № 35 (30 авг.) С. 275-281; № 36 (6 сент.) С. 283-292; № 37 (13 сент.) С. 293-298.
Суслов А. И., Чураков С. С. Ярославль. М., 1960. С. 227-230.
Брюсова В. Г. Русская живопись 17 века. М., 1984. С. 128-133.
Словарь русских иконописцев XI-XVII веков. 2-е изд., испр. и доп. М., 2009. С. 294-295; 718-719.
Шемякин А. И. Словарь мастеров художественных ремесел Ярославля XVIII-XIX веков. Ярославль, 2012. С. 67, 141.
Дата обновления: 07.05.19.
1722 год
Основана Ярославская Большая мануфактура, ныне - АО «Ярославский комбинат технических тканей “Красный Перекоп”»
Ярославская Большая мануфактура (ЯБМ) — одно из старейших предприятий области — возникла в период экономических реформ Петра I. Развитие торговли и промышленности поощрялось, и ярославский купец Максим Семёнович Затрапезнов, пригласив в компаньоны обрусевшего голландца Ивана Тамеса, подал прошение в мануфактур-коллегию на открытие мануфактуры, где просил об отводе для этого двух участков земли: «двора пустого, на котором делали полотна шведские арестанты, и пустопорожнего места за р. Которослью в угодьях Спасо-Ярославского монастыря, за слободкою Новофёдоровскою на ручье Кавардаковском, под отбелку полотен». Прошение было удовлетворено 28 июня 1722 года. Это — дата основания мануфактуры.
Её строительство началось с расчистки и осушения отведённых под неё болотистых земель. Для обеспечения водой были вырыты пруды, пополнявшиеся из Которосли; построены плотины и три мельницы — бумажная, масляная и мукомольная; налажено бумагоделательное производство.
Возле мануфактуры был разбит регулярный парк с деревянной часовней в центре (позже — сохранившаяся доныне церковь Петра и Павла), выстроен двухэтажный особняк Затрапезновых.
Мануфактура начала выпускать ткани через четыре года. К 1731 г. завершены все работы, первая в губернии «Ярославская мануфактура Тамеса и Затрапезнова с сыновьями» начала работать.
Основой производства был лён. К началу работы на предприятии имелось 172 ткацких стана, которые обслуживали 500 рабочих.
После смерти И. Тамеса предприятие оказалось полностью в собственности Затрапезновых, особенно участвовал в организации производства Иван Максимович Затрапезнов. Ему после смерти отца отошла Большая мануфактура. Его брат Дмитрий получил часть наследства деньгами и выстроил полотняную фабрику на левом берегу Которосли. Она получила название Ярославской Малой мануфактуры.
Продукция ЯБМ пользовалась популярностью как в России, так и за границей. Заслуги И. Затрапезнова вознаграждены в 1738 г. чином коллежского асессора, дающего право на потомственное дворянство, позже он стал коллежским советником.
После смерти И. Затрапезнова в 1748 г. мануфактуру унаследовал его несовершеннолетний сын Алексей. ЯБМ выпускала простое полотно и скатерти со сложными вытканными рисунками.
В 1764 г. мануфактура выкуплена Саввой Яковлевым. Новый хозяин переориентировал производство на выпуск «столового белья». Наследники С. Яковлева не смогли удержать производство. Мануфактурное производство переживало кризис: оборудование устаревало, продукция не могла конкурировать с заграничными товарами. Лён в России повсеместно вытеснялся хлопком.
В апреле 1857 г. московские купцы Иван Андреевич Карзинкин, его брат Андрей и петербургский купец Г. М. Игумнов выкупили мануфактуру и учредили «Товарищество ЯБМ бумажных изделий». Производство было переориентировано на изготовление тканей и пряжи из хлопка. Началось строительство новых и реставрация старых корпусов. К концу XIX в. мануфактура была оборудована новыми паровыми машинами, механическими ткацкими станками.
К началу XX в. число рабочих на фабрике увеличилось до 10 тыс., а, включая членов семей, составляло более 17 тыс. человек. Хозяева мануфактуры принимали меры для улучшения быта и здоровья рабо - чих: открыты больница, ясли, школа, училище, клуб. Высокое качество изделий и социальные меры были оценены в 1900 г. на международной промышленной выставке в Париже: фабрика награждена Гран-при, золотой и серебряной медалями. Чистая прибыль в том же году превысила 2 млн рублей.
После волны стачек 1905 г. директор ЯБМ А. Ф. Грязнов сократил рабочий день до 9 часов, рабочим была предоставлена возможность получать беспроцентные ссуды на строительство собственных домов, покупать более дешёвые продукты в магазине мануфактуры.
29 июля 1918 г. мануфактура была национализирована. Гражданская война и последующий период разрухи нанесли серьёзный ущерб производству.
После окончания Гражданской войны 4 октября 1922 г. в честь победы Красной армии над Врангелем фабрика была переименована в «Красный Перекоп». Началось восстановление производства, и к 1925 г. оно достигло дореволюционного уровня.
В годы Советской власти рабочие фабрики участвовали в стахановском движении, в социалистическом соревновании, в годы Великой Отечественной войны трудились для фронта.
Героический труд рабочих фабрики был отмечен в 1947 г. — «Красный Перекоп» был награждён орденом Ленина.
В 1948 г. фабрика была переориентирована на производство технических тканей. Для этого проведена реконструкция оборудования и помещений.
Первой женщиной-космонавтом стала бывшая работница фабрики В. Н. Терешкова.
В декабре 1992 г. комбинат «Красный Перекоп» стал акционерным обществом. Экономические реформы в стране привели комбинат к кризисной ситуации: уменьшение поставок сырья привело к сокращению производства. Из-за низких зарплат сократилось количество работников, некоторые продавали свои акции. Руководству удалось удержать в своих руках большую часть акций, была выкуплена земля под приватизированным предприятием. «Красный Перекоп» вышел из кризисного состояния и начал работать с прибылью. Сейчас ежемесячная реализация продукции составляет около 50 млн рублей.
На нынешнем этапе основное производство составляют цеха прядения и крутильно-ткацкий, обеспечивающие переработку хлопка и выработку одиночной пряжи пневмомеханическим способом прядения, кручение нитей и выработку технических тканей, нитепрошивного полотна из хлопчато-бумажных, синтетических и комбинированных нитей, тканей бытового назначения.
В настоящее время руководитель ОА — Пётр Алексеевич Шелкошвейн.
Литература:
Грязнов, А. Ф. Ярославская Большая Мануфактура за время с 1722 по 1856 г. — Москва : Синод. тип., 1910. — 552 с.
Фабрика «Красный Перекоп», 1722−1933 : [в 2 т.] / ред. Ф. Самойлов.— Москва : Гос. изд-во «История заводов», 1935−1936. — (История фабрик и заводов).
Герасимов, Н. В. Красный Перекоп : Очерки истории Ордена Ленина комбината «Красный Перекоп» / Н. В. Герасимов, С. М. Карасёв, Е. П. Тарасов. — Ярославль : Верх.-Волж. кн. изд-во, 1972. — 414 с.
Балуева, Н. Н. Ярославская Большая мануфактура : страницы истории комбината «Красный Перекоп», 1722−2002. — Ярославль : Нюанс, 2002. — 270 с. — ISBN 5-88610-062-8.
Грязнов, А. Ф. Воспоминания управляющего Ярославской Большой мануфактурой. — Ярославль : Академия 76, 2021. — 336 с. — ISBN 99978-5-906040-94-7.
Ярославская Большая мануфактура // Яркипедия.
Дата обновления: 19.07.22.
1774 год
Завершено строительство Тихвинской церкви в с. Павлово Ростовского уезда (ныне — Борисоглебский район)
Каменная церковь Тихвинской иконы Божией Матери с тёплыми приделами в трапезной в честь бессеребренников Космы и Дамиана и во имя Иоанна Предтечи появилась в Павлове в 1774 г. тщанием петербургского купца Ивана Кондратьевича Солнцева. В селе Павлово до постройки каменного храма существовала деревянная церковь во имя Иоанна Предтечи с приделом Космы и Дамиана. Приход, согласно данным А. П. Крылова, в 1860-х гг. состоял из 16 селений, в которых было 279 домов. Количество прихожан мужского пола — 766, женского — 869. Из Тихвинского храма происходит икона святителя Николая Чудотворца в житии, которая датируется ХIII в. и ныне хранится в Третьяковской галерее. Икона поступила в музей из Ростовского музея в 1935 г. В 1937−1947 гг. Тихвинский храм был закрыт, ныне действует. С 1950 по 1985 г. настоятелем церкви был отец Павел (Павел Иванович Сизов, 1924−1985), участник Великой Отечественной войны.
Архитектура Тихвинской церкви восходит к традициям XVII в. Широко расставленное декоративное пятиглавие завершает двухсветный куб с пониженной полукруглой апсидой (полукруглый), прямоугольный или гранёный выступ в здании, увеличивающий его пространство. На глухих круглых барабанчиках находятся луковичные главки с чешуйчатым металлическим покрытием. Над входом в церковь возвышается перестроенная в 1847 г. ярусная колокольня, увенчанная главкой со шпилем. В приходе устраивались крестные ходы — в память «градобития», «по случаю скотского падежа» и «нападения на озимь червя». Стены и своды Тихвинского храма покрыты масляной живописью, выполненной в середине ХIХ в. в академическом стиле. Благодаря усилиям реставраторов, эти оригинальные росписи в конце ХХ в. были отреставрированы. В интерьере церкви сохранился шестиярусный иконостас середины XIX в. с несколькими иконами XVIII в.
Литература
Алитова, Р. Ф. Ростовская церковная архитектура XVIII века / Р. Ф. Алитова. — Москва : Индрик, 2010. — С. 290.
Крылов, А. П. Историко-статистический обзор Ростовско-Ярославской епархии / А. П. Крылов. — Ярославль : Тип. Г. Фалька, 1861. — С. 265−266.
Монастыри и храмы земли Ярославской : крат. ил. энцикл. / [авт.- сост. М. Шиманская, С. Метелица]. — Ярославль ; Рыбинск : Рыбин. Дом печати, 2000. — Т. 1. — С. 109.
Попадюк, С. С. Семнадцатый в восемнадцатом // Искусствознание. — 2013. — № 1/2. — С. 124.
Дата обновления: 12.12.24.