Василий Воскресенский родился 15 января 1871 г. Это был мир благочестивой семьи, семьи священника. Крестьянский мир церковной общины, во главе с сельским батюшкой – его отцом, также стал для него родным.

Священник с. Переславцева, о. Константин Воскресенский, и матушка Александра Васильевна были типичными представителями сельской интеллигенции. И по образованию своему они были подготовлены для поприща народных учителей.

Всего у родителей Василия было 11 детей. Все они имели хорошие способности к учению и музыкальную одаренность. Жизнь в родном селе была той доброй почвой, которая помогла Владыке, подобно многим другим  русским людям, вынести все попущенные богом испытания.

Семью священника и прихожан связывали простые, дружественные отношения. За 4 десятилетия пребывания в Переславцеве семья Воскресенских сроднилась с обитателями села. Владыка Вениамин до конца жизни переписывался с односельчанами, посылая «поклон селу и всем друзьям».

Начальное образование будущий священномученик получил в школе, которую основал его отец и которая располагалась в их доме. Василий с детства пел на клиросе, а в годы учебы в семинарии являлся регентом хора. Он окончил Духовное училище, в 1892 году - Ярославскую Духовную Семинарию (в числе лучших учеников)

       Именно поэтому в Московскую духовную академию В.Воскресенский поступил по рекомендации Семинарского Правления для бесплатного обучения на синодальные средства.

Студент Академии Василий Воскресенский на время вакаций (каникул) приезжал в Переславцево к родителям.  В 1896 году закончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия.

В 1898 году Василий Константинович был назначен инспектором Кутаисской Духовной Семинарии, где также преподавал русскую литературу и историю. В 1901 году он был переведен в Тифлисскую Духовную Семинарию и в Тифлисе окончил императорское музыкальное училище по классу теории музыки.

Кавказское студенчество являлось наиболее революционизированным в стране. Семинарские беспорядки вызвали закрытие Кутаисской семинарии. Воскресенский Был переведен в Тифлиссскую семинарию, где учился будущий вождь пролетариата Сталин. Это было время «Грузинской церковной смуты».

Только в 1911-м году Василию Воскресенскому удалось вернуться в Ярославль, (где он не был 19 лет) чтобы стать, как здесь выражались «Ярославским гражданином» - потрудиться на благо родного края. Воскресенский был назначен преподавателем Священного Писания в Ярославскую Духовную семинарию, где также являлся руководителем семинарского хора. Он принял деятельное участие в учреждении стипендии для бедных студентов семинарии, стал активным жертвователем.

Имеется, к сожалению мало фактов, говорящих о его личной жизни. Трудно сказать, кто из людей, окружавших Василия Воскресенского, являлся его близким другом.

Также зная, что до принятия монашества он не был женат, хотя и не принял постриг в Академии, не имеется документов или сообщений, приоткрывающих жизнь его сердца. Тем не менее, собранные сведения о деятельности Владыки Вениамина показывают его самоотверженный духовно - учительский труд, который пришелся на трагическое время, время большевистского террора.

Навыки и творческие способности В.К. Воскресенского понадобились в полной мере вскоре по приезде его в Ярославль. В это время Ярославская Епархия, под руководством владыки Тихона готовилась к празднованию 300-летия Дома Романовых и к встрече царской семьи. Эта дата торжественно отмечалась во всех учебных заведениях, в т.ч. и в ярославской семинарии. Для участия в торжествах прибыли многие известные ученые, артисты, уроженцы Ярославля.

Преподаватель семинарии В.К. Воскресенский стал постоянным участником епархиальных духовно – просветительских проектов. Силами преподавателей был устроен духовно - просветительский центр – Епархиального дома – с лекционно-концертными залами, своей типографией, археологическим кабинетом, библиотекой, книжной лавкой и т.п.

Тем временем бедствия гражданской войны обращали людей к храму, к молитве. С января 1915 г. существовал организованный Проповеднический кружок. Члены кружка должны были на службах произносить проповеди для богомольцев «в дни народных страданий и религиозной жажды».

В военное время были открыты религиозно-нравственные чтения для народа со «световыми картинами» (проектором) в аудитории железнодорожного училища при станции Ярославль-город. Связь Василия Константиновича с железнодорожной аудиторией продолжалась до революции, там он преподавал и руководил любительским хором.

После закрытия семинарии Василий Константинович в 1918 году перешел на работу в общеобразовательную школу в Ярославле. В 1919 году собрание духовенства и мирян Ярославской епархии избрало его членом епархиального совета.

 Как и многие другие «буржуазные специалисты» В.К. Воскресенский был принят на работу преподавателем литературы и пения в 1-ю советскую школу Волжского района Ярославля.

Владыка  Вениамин  в 1921 г. принявший в течении нескольких дней все степени священства, будучи посвященным из мирского звания в епископский сан, достойному служению был научен примером жизни отца. Константин Михайлович честно исполнял свой пастырский долг и много полезного сделал для прихода. (41 год прослужил в одном приходе и умер в возрасте 62 лет).

В.К. Воскресенский оставался постоянным жителем Ярославля, и свидетелем Ярославских событий 1921 года, активно участвовал в общественной жизни, но к осени этого года «граждане» Ярославля оказались не у дел, на смену им пришли «товарищи». Здание семинарии стало своего рода штабом активистов патриотически настроенного духовенства и мирян.

Делегация от духовенства и мирян Тутаевского уезда (настоятель Воскресенского Собора о. Михаил Голиков) предложила ему возглавить местное викариатство. Это решающее в его жизни событие, произошло в июне 1921 года. Он принял монашеский постриг с именем Вениамин, а затем был рукоположен в священный сан.

Вероятно, первое архиерийское служение Владыки Вениамина в Тутаеве состоялось в Крестовоздвиженском соборе. Предполагалось, что постоянное место жительства епископа Романовского будет в Романовской части города, но документы показывают, что кафедральным стал Воскресенский собор на правом берегу. Епископ – «академик» перевез в Тутаев свою библиотеку, собранную до революции (после ареста Владыки Вениамина библиотеку хранил диакон Воскресенского собора Александр Николаевич Дьяконов до своего ареста в 1941 г.)

Поселение в Тутаеве Владыки - событие, вошедшее в историю нашего города, конечно, в те 20-е годы значительно повлияло на жизнь его обитателей. Губернский специалист по антирелигиозной пропаганде возмущенно писал в Ярославской газете, что епископ Вениамин, приехав в Тутаев, очень энергично принялся насаждать в уезде православие и частенько разъезжает по глухим деревням и своими проповедями подогревает христиан. Эти выезды с большим сонмом дьяконов, певчих и т.д., безусловно, действуют на психологию наших темных крестьян, особенно женщин, которые под впечатлением блестящей проповеди и поражающей внешности владыки Вениамина, делались покорны «яко овцы». Шутка ли! В глухой приход приехал сам Владыка, в былое время это случалось однажды в столетие!».

Знакомясь с приходской жизнью вверенных ему общин, владыка внимательно относился к местным святыням, древним Романово-Борисоглебским традициям.

Будучи выпускником Московской духовной академии, он имел навыки церковной археологии. При его аресте в 1922г. уликой для обвинения послужили материалы в делопроизводственной папке, касавшиеся истории Покровской церкви г. Тутаева. В обвинении говорилось об одной записи рассказа прихожанки Покровской церкви о чудесных сновидениях про мощи двух иноков, захороненных на церковной территории. Епископ Вениамин хотел испросить разрешения владыки Агафангела на проведение раскопок при Покровской церкви, но сделать этого не успел.

К изоляции тутаевского епископа в 1922 г. за «контрреволюционные преступления» дело шло постепенно и планомерно. Газетчикам, которые по заказу властей вели травлю епископов, с трудом удавалось компрометировать епископа Вениамина. Из Тутаева поступали известия о его добрых делах. Владыка Вениамин личным примером побуждал пастырей делать все возможное для достойного исполнения ими своего высокого призвания. (по инициативе епископа Вениамина был произведен в первый день пасхи во всех церквях Тутаева сбор куличей, хлеба, яиц для детей голодающих, находящихся в приютах Тутаева. Собрано 12 пудов продуктов для детских домов и др.)

Полезная деятельность епископа Вениамина, была пресечена его арестом. Был найден ничтожный повод: за хранение штампов и бланков. (летом 1922 г. был отстранен от управления епархией владыка Агафангел)

После осуждения в 1922 г. и отбытия срока заключения, епископ Вениамин находился на свободе в течение только одного года (1926/1927). Он возглавлял тутаевское викариатство, исполнял архиерейское служение, имел дом и прописку в Тутаеве.

Вскоре продолжалась череда его задержаний карательными органами. Места заключения, практически стали его постоянным местом жительства. Когда Владыка Вениамин находился в Коровницкой тюрьме, Тутаевский церковный активист Семен Матвеевич Соколов пытался что-то сделать для его освобождения, но все его хлопоты остались безрезультатны. (Власти освобождали только тех, кто поддерживал революционное обновленчество).

Владыка Вениамин освободился из заключения весной 1926 г. В Тутаеве Архиерею был приготовлен двухэтажный деревянный дом рядом с Воскресенским собором. В короткий период пребывания на свободе владыка  много служил и проповедовал.

  Характеризуя тутаевского епископа, сексоты сообщали: «Огромным влиянием, в особенности на женщин пользуется тутаевский епископ, к нему для молитвы и исцеления работницы приносят своих детей и считают за счастье, когда он явится к ним пообедать.»

При владыке Вениамине в Воскресенском соборе осуществлялась реставрация древних святынь на приходские средства. Впервые реставраторы исследовали чудотворный Борисоглебский образ Спасителя. Огромная икона была укреплена специалистами в 1926 г.

В 1927 г. вновь было сфабриковано дело против владыки Вениамина. Арест и следствие были организованны ОГПУ таким образом, чтобы не затронуть г.Тутаев, где любили и почитали владыку. На вопрос об отношении к советской власти епископ ответил: «признаю, кроме религиозной политики». Это послужило поводом для обвинения. Он был осужден на 3 года ссылки в Казахстан. От сильного душевного и телесного напряжения (58 лет) с ним случился инсульт, парализовало правую половину тела. Братья писали прошение о досрочном освобождении, но реакции на него не было.

Из заключения Владыка Вениамин переписывался со многими людьми, хотя это было небезопасно, люди писали ему и отправляли посылки.  

Терпя тюремный режим, он умел радоваться новым знаниям, полученным в жизни заключенного, глубокому пониманию вещей и истин.

В конце 1929 года в Тутаеве, как и по всей стране, начались массовые аресты. Верующих обвиняли в создании «контрреволюционных организаций», помощи ссыльному духовенству. В материалы следствия попали письма владыки Вениамина, изъятые при арестах, следователь, составляя обвинительное заключение, 18 февраля 1930 года сделал вывод о необходимости «привлечь к ответственности через соответствующие органы находящегося в ссылке епископа Вениамина Воскресенского за распространение антисоветской переписки».

1 апреля 1930 года владыку Вениамина (Воскресенского) арестовали вместе с другими 29 обвиняемыми; поскольку он имел сан епископа, ОГПУ сделало его главным обвиняемым по делу. На допросах епископ Вениамин виновным себя не признал, заявил, что многих «свидетелей» он никогда не видел.

Следствие продолжалось около года, епископ тяжело болел и был помещен в тюремную больницу. 10 сентября 1931 года тройка при Полномочном представительстве ОГПУ в Казахстане приговорила священномученика к 10 годам ИТЛ. Однако приговор не мог быть исполнен, т. к. владыка Вениамин скончался в тюремной больнице.

Священномученик был прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 года.

Учить людей, ободрять, утешать, радовать и даже смешить  удавалось заключенному архиерею.

Главное, что он мог сделать для людей, оказавшихся в бездуховном мире, - это убедить их не отходить от Бога и помощи Божией.

В течение нескольких последних лет тутаевская земля обрела своих небесных покровителей – священномучеников, местных святых, просиявших святостию жития в тяжелое для церкви советское время. Во главе их – епископ Романовский Вениамин (Воскресенский), умерший под арестом вдали от родных мест.                             

С  2001 года в городе идет строительство церкви  Св. Епископа Вениамина. Церковь строится на деньги пожертвований, спонсорскую помощь. Уже возведены купола. В церкви регулярно проводятся службы в нижнем храме.  Работа уже близится  к концу и скоро в нашем городе во всей красе будет возвышаться прекрасная церковь в память святого епископа Романовского Вениамина.

 Сообщение подготовила Заводнева О.Е.  

Памятники истории и архитектуры

 
 

© Все права на материалы, опубликованные на сайте demetra.yar.ru, принадлежат ГАУК Ярославской области «Ярославская областная универсальная научная библиотека имени Н.А. Некрасова» и охраняются в соответствии с законодательством РФ.
Использование материалов, опубликованных на сайте demetra.yar.ru допускается только с письменного разрешения правообладателя и с обязательной прямой гиперссылкой на страницу, с которой материал заимствован. Гиперссылка должна размещаться непосредственно в тексте, воспроизводящем оригинальный материал demetra.yar.ru, до или после цитируемого блока.