Мой друг, Лев Моисеевич Писаревский, родился в январе 1906 года в семье бедного еврея-ремесленника, гонимого нуждой из города в город.

Бывая в Рыбинске, часто прохожу мимо белых стен приземистого двухэтажного строения купеческой архитектуры в Пионерском (бывшем Преображенском) переулке. Захожу во двор, где шестнадцатилетний Лева из целого воза где-то раздобытой глины вылепил свою первую скульптуру – голову красноармейца. Смотрю на ветхое деревянное крыльцо, на сохранившиеся дворовые сараюшки и закоулки и со сладостно щемящей грустью вспоминаю «далекое-близкое» нашей нелегкой юности…

Мы страстно любили рисовать и мечтали стать художниками. Советская власть открыла нам путь к осуществлению мечты. В здании бывшего частного кинематографа «Художественный» был создан первый рабочий клуб. На его базе возник местный Пролеткульт. 12 апреля 1919 года в «Рыбинских известиях» появились объявление и статья об организации художественной школы-студии, написанная ее руководителем М.М. Щегловым. Так мы стали учениками талантливых художников и педагогов Михаила Михайловича Щеглова и Павла Тимофеевича Горбунцова. Л. Писаревский был в числе лучших учеников. Его графика и акварели одобрялись в рецензиях местной газеты. В 1923 году, после отъезда М.М. Щеглова, мы объединились в изомастерскую.

«Изошники» (художниками мы себя не величали) смело оформляли спектакли Рабочего театра, писали панно, рисовали портреты вождей, делали всевозможные плакаты, украшали город к революционным праздникам. Лева был одним из активных и изобретательных оформителей. Потом рыбинский опыт весьма пригодился ему: в дни челюскинской эпопеи в Москве он создал монументальный макет, за который получил от К.Е. Ворошилова ценный подарок.

В 1926 году Л. Писаревский уехал в столицу, держал экзамены в институт и был принят на скульптурный факультет. Ему довелось учиться у крупнейших советских скульпторов В.И. Мухиной, И.М. Чайкова, И.С. Ефимова. В 1930 году он получил диплом скульптора-монументалиста. Но продолжал учиться – теперь в студии квалификации скульпторов имени Н.А. Андреева, где закончил аспирантуру под руководством выдающегося ваятеля профессора А.М. Матвеева.

Войдя в коллектив московских скульпторов, Лев Моисеевич предельно заполнил свою жизнь творческими и общественными делами. Диапазон творчества мастера в пластике был широк и многообразен. Он делал большие статуи для монументов, работал в области скульптурных сооружений и общественных зданий, создавал бюстовые портреты и многофигурные композиции.

Первой монументальной работой молодого скульптора был памятник В.И. Ленину в Керчи (1933). В период с 1943 года по 1958 год он создал монументы Сергею Лазо во Владивостоке, И.А. Гончарову в Ульяновске, Абаю в Алма-Ате, Т.Г. Шевченко в Орске, Н.А. Некрасову в Ярославле, А.С. Пушкину в Кемерове и другие.

Писаревский – участник Великой Отечественной войны с первых ее дней. В тяжелом 1941 году, когда гитлеровские орды оголтело рвались к столице нашей Родины, он командовал отрядом народного ополчения в Москве, затем был политработником и военным художником в Севастополе.

Здесь в 1944-1946 гг. он реставрировал изуродованный снарядами памятник герою Севастопольской обороны 1854-1855 гг. генералу Э. Тотлебену и создал портреты русских флотоводцев – Ушакова, Нахимова, герою 1905 года лейтенанта Шмидта. Многие произведения скульптора вошли в экспозицию Севастопольского музея Военно-Морского флота.

В Севастополе на местах ожесточенных боев были установлены выполненные Писаревским мемориальные памятники Героям Советского Союза политруку Н. Фильченкову, летчику генерал-лейтенанту Н. Острякову, старшему матросу И. Голубцу.

В 1950-1960 гг. скульптор изваял серию героев Бреста. Награжденный за боевые заслуги орденом Отечественной войны II степени и медалями, многие годы Лев Моисеевич преподавал в художественном училище памяти 1905 года, а потом в МГПИ им. Ленина. Здесь он был руководителем кафедры декоративно-прикладного искусства на художественно-графическом факультете.

За диссертацию «Лепка головы человека» в июне 1956 года ему была присуждена степень кандидата искусствоведения. В 1962 году эта диссертация была выпущена отдельной книгой для практического руководства. По методическим программам доцента Писаревского занимаются студенты художественных вузов и училищ. Он подготовил к печати труд «Анатомическая структура фигуры человека и изменение ее по возрастам».

Лев Моисеевич с марта 1943 года был членом КПСС. Товарищи неоднократно избирали его на руководящую работу в партком и бюро секции МОСХа.

В начале семидесятых годов Лев Моисеевич Писаревский заболел тяжелой неизлечимой болезнью. 16 июня 1974 года его не стало.

Перед смертью Лев Моисеевич завещал организовать выставку его работ в Москве и Рыбинске, а затем передать их в дар родному городу, который он безгранично любил.

Завещание художника выполнено. Московская Организация Союза художников РСФСР провела посмертную выставку работ и вечер памяти неустанного труженика искусства – скульптора, ученого, фронтовика.


В Рыбинске было решено создать музей-квартиру Л.М. Писаревского – филиал городского историко-художественного музея. Решено также поставить на набережной Волги созданную скульптором для Рыбинска статую «Бурлак», символизирующую горькое прошлое «бурлацкой столицы». 

Многим его замыслам не суждено было осуществиться. Но и то, что ему удалось свершить, будет хранить вечную память о скромном художнике, образно запечатлевшем в монументальной и станковой пластике величие нашей эпохи.

М. Удалеев

 
 

© Все права на материалы, опубликованные на сайте demetra.yar.ru, принадлежат ГАУК Ярославской области «Ярославская областная универсальная научная библиотека имени Н.А. Некрасова» и охраняются в соответствии с законодательством РФ.
Использование материалов, опубликованных на сайте demetra.yar.ru допускается только с письменного разрешения правообладателя и с обязательной прямой гиперссылкой на страницу, с которой материал заимствован. Гиперссылка должна размещаться непосредственно в тексте, воспроизводящем оригинальный материал demetra.yar.ru, до или после цитируемого блока.