События 18 декабря в истории Ярославской области:

1821 год

День рождения художника-живописца, академика и профессора Академии художеств Евграфа Семеновича Сорокина (1821-1892)

Родился в посаде Большие Соли Костромской губернии (ныне пос. Некрасовское Ярославской области) 6 декабря 1821 г. Старший из четырех братьев Сорокиных, представителей творческих профессий. Первые сведения по живописи получил у ярославского иконописца И. Ф. Телегина, расписывавшего церковь в посаде. Затем стал работать самостоятельно, получил известность среди местных заказчиков. Работал в Ярославле. К приезду императора Николая I в Ярославль художник написал картину "Петр Великий, за обедней в соборе, замечает рисующего с него портрет А. Матвеева". Эта картина была представлена царю, который распорядился определить автора в петербургскую Академию художеств (в 1841) на средства казны. Учился у известного исторического живописца А. Т. Маркова, который привил ему любовь к рисованию с натуры. Успешно написав программную работу "Ян Усмович удерживает быка", выпускник (1849) получил большую золотую медаль и право на командировку за границу. С 1850 по 1859 гг. работал в Германии, Франции, Испании, в Египте, Сирии, наконец, в Италии, где ему помогал знаменитый Александр Иванов, следивший за талантливым юношей. После возвращения из-за границы Е. Сорокин поступил на службу преподавателем живописи в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Авторитет его как педагога и художника-рисовальщика был очень высок. Многие известные художники, выпускники училища в 1860-80-е гг., с большой теплотой и признательностью вспоминали своего учителя. В 1861 г. за написанную в Риме картину "Благовещение" получил звание академика, а в 1878 г. за роспись московского храма Христа Спасителя - профессора исторической живописи. Работа в этом храме заняла 10 лет (одновременно работал и брат Павел). Евграфу Семеновичу были поручены ответственные участки на парусах под куполом на сюжеты "Преображение", "Сошествие Святого Духа", "Вознесение", "Сошествие во ад". Им написаны также фигуры евангелистов на столбах и некоторые из образов в иконостасе. В Ярославском художественном музее хранятся его многочисленные рисунки и живописные полотна: "Портрет И. А. Тихомирова" (1847), "Христос в терновом венце" и "Христос в Эммаусе". Умер художник 17 февраля 1892 г. в Москве.

Энциклопедический словарь / издатели: Ф. А. Брокгауз, И. А. Ефрон. СПб., 1900. Т. 30 А (60). С. 903-904.

Кузьмина М. Т. Евграф Семенович Сорокин, 1821-1892 // Русское искусство : очерки о жизни и творчестве художников, середина девятнадцатого века. М., 1958. С. 475-486.

Храм Христа Спасителя в Москве. История проектирования и создания собора. Страницы жизни и гибели, 1813-1931. М., 1992. С. 107, 111-114.

Художники Сорокины // Слово о земле Большесольской. Кострома, 1999. С. 42-46.

Дата обновления: 11.07.19.

1874 год

День рождения художника Петра Ивановича Петровичева (1874-1947), уроженца деревни Высоково Ростовского уезда

Родился 6 ноября 1874 г. в д. Высоково Угодичской волости Ростовского уезда. Он рано начал рисовать, поэтому отец определил его в Ростовский музей церковных древностей, где он учился у местных реставраторов иконописи, сам стал "поновлять", т. е. реставрировать иконы. На этом этапе важную роль в его судьбе сыграл хранитель музея Иван Александрович Шляков (1943-1919). Время работы в музее (1890-1892 гг.) было определяющим в жизни будущего художника. Здесь он обрёл навыки мастерства, в музее произошла его встреча с Василием Васильевичем Верещагиным (1842-1904). Маститый живописец посоветовал юноше получить профессиональное художественное образование, а позже помог обустроиться в Москве. В 1892 г. Петровичев поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. С момента открытия пейзажного класса в 1898 г. учился у Исаака Ильича Левитана, после его смерти, с 1900 г. - под руководством Аполлинария Михайловича Васнецова. Окончил училище в 1903 г. с большой серебряной медалью и званием "классного художника". Будучи студентом училища, Петровичев начал принимать участие в профессиональных выставках. В 1899 г. впервые показал свои работы на XIX периодической выставке Московского общества любителей художеств, в здании Исторического музея. В 1901 г. представил три пейзажа на XXIV выставке Товарищества передвижников. Его участие было отмечено критикой, а пейзаж "Поздний вечер" был воспроизведён в журнале "Мир искусства". В 1902 г. принимал участие в петербургской выставке журнала "Мир искусства" с 7-ю живописными произведениями, одно из которых - пейзаж "После дождя" - было приобретено в галерею П. М. и С. М. Третьяковых. С 1904 г. Петровичев - постоянный участник выставок Союза русских художников, членом которого становится в 1910 г. В феврале 1906 г. на годичном общем собрании Товарищества передвижных художественных выставок 19-ю голосами из 25 избран в члены Товарищества. В этом же году принял участие в организованной Сергеем Павловичем Дягилевым (1872-1929) выставке русского искусства в Париже. Парижская газета писала: "Коровин, Петровичев, Рерих, Юон - пейзажисты, ищущие острых ощущений и выражающие их с редкой гармоничностью". В конце 1900-х - начале 1910-х гг. Пётр Иванович неоднократно приезжал в родные места, в Ростов, где написал серию пейзажных работ с видами города, запечатлел архитектурные памятники, интерьеры здешних церквей.??В 1910 г. П. И. Петровичев принимал участие в XXXVIII выставке Товарищества передвижных художественных выставок (в Москве и Петербурге) и в VII выставке картин Союза русских художников. Впервые большая часть экспонированных полотен была посвящена Ростову Великому. В 1911 г. его архитектурные пейзажи и интерьеры были приобретены в Третьяковскую галерею, музей Александра III (ныне - Государственный Русский музей) и музей Академии художеств. В 1917 г. состоялась первая персональная выставка, которая экспонировалась с 7 октября по 5 ноября в Художественном салоне на Большой Дмитровке, где регулярно проходили выставки Союза русских художников. П. И. Петровичев подводил итоги двум десятилетиям работы и собрал свыше двухсот пятидесяти картин. После выставки, в ноябре 1917 г., женился на Ольге Петровне Матисен. Венчание состоялось в церкви Рождества в Путинках на Малой Дмитровке. В 1924 г. на выставке русского искусства в Нью-Йорке были представлены одиннадцать работ Петровичева, а картина "Ростов Великий. Осень" воспроизведена в каталоге выставки. В 1927-1928 гг. Петровичев участвовал в организации нового общества "Объединение художников-реалистов" (ОХР). В 1936 г. он принял участие в первой выставке художников-пейзажистов, организованной в Москве. В 1937-1943 гг. преподавал живопись и рисунок в Московском областном художественном училище памяти 1905 года. В годы войны принимал участие в ночных дежурствах, копал рвы, строил заграждения, награждён медалью "За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны". П. И. Петровичев использовал в живописи многие приёмы импрессионизма: писал в свободной манере, широким фактурным мазком, достигая впечатления непосредственности, "живого" восприятия натуры. Несколько приглушённая "сумеречная" цветовая гамма придаёт его пейзажам некоторую суровость. При этом его работы проникнуты умиротворенно-созерцательным настроением, свойственным и работам его учителя И. И. Левитана. На протяжении всей жизни художник был приверженцем камерного, "интимного" пейзажа, для которого характерны лиризм, стремление к передаче изменчивых. сиюминутных состояний природы и свето-воздушной среды. Излюбленными мотивами его работ были ранняя весна, закаты, виды родного Ростова Великого, интерьеры старинных усадеб и древнерусских соборов. Скончался 4 января 1947 г. в Москве, похоронен на Ваганьковском кладбище.

БСЭ. М., 1975. Т. 19. С. 487.

Иллюстрированный словарь русского искусства. М., 2001. С. 352 : цв. ил.

Ким Е. В. Ростов в творчестве П. И. Петровичева (собрание ГМЗ "Ростовский кремль") // История и культура Ростовской земли, 2002 / Гос. музей-заповедник "Ростовский кремль". Ростов, 2003. С. 270-282 : рис.

Ким Е. В. Выставка "П. И. Петровичев. Образы Ростова" и проблемы изучения творчества художника 1900-1910-х гг. // История и культура Ростовской земли, 2004 / Гос. музей-заповедник "Ростовский кремль". Ростов, 2005. С. 96-109.

Ким Е. В. П. И. Петровичев. Образы Ростова Великого : исследование : кат. выст. / [Гос. музей-заповедник "Ростовский кремль"]. Ростов, 2006. 91 с. : цв. ил., ил., фот. 

Федорова И. Н. Петровичев Петр Иванович // Ярославский край : [сайт]

Дата обновления: 06.07.20.

1892 год

Основана Пестовская 8-летняя школа

Основана в с. Пестово Спас-Ярыжницкой волости Ярославского уезда как церковно-приходская одноклассная школа при ц. Николая Чудотворца (1756), приписанной к Рождественской церкви с. Богородского, что на Паже. Инициатива открытия школы принадлежала известному ярославскому краеведу, в то время председателю Ярославской уездной земской управы статскому советнику Аполлинарию Платоновичу Крылову (1834–1912). Именно он добился разрешения архиепископа ярославского и ростовского Ионафана (в миру Иоанн Наумович Руднев; 1816–1906) на возобновление деятельности пустующей Никольской церкви. В 1892 г. при ней отстроили трапезную часть, где и расположился учебный класс. Первым учителем был назначен местный священник Сергей Алексеевич Соколов. В 1894–1902 гг. священником храма и одновременно учителем школы являлся Димитрий Александрович Смирнов (1870–1940; в 2001 г. канонизирован в Соборе святых новомучеников и исповедников Российских в лике священномученика). При нём Пестовская ЦПШ стала одной из образцовых в Ярославской епархии. В 1896 г. школа стала второклассной с ремесленным курсом обучения (слесарное и кузнечное дело), для чего была устроена мастерская и кузница. С ростом числа учеников и паствы уроки перенесли в помещение при квартире священника. Вскоре по инициативе о. Димитрия для школы было построено новое двухэтажное деревянное здание для школы, занятия в котором начались 26 сентября 1897 г.

В последующие годы были построены ещё два здания. Школьная кузнечно-слесарная мастерская выпускала изделия из металла и дерева, которые шли в школьный музей или на продажу. Ученики начали осваивать переплётное дело, возникли кружки (драматический, цветоводов и др.). При содействии учителя Сергея Павловича Массальского, выпускника Ярославской духовной семинарии, учебное заведение получило статус семилетней школы-интерната. В неё стали принимать на обучение на казённый счёт детей из малообеспеченных семей.

В советское время функционировала как восьмилетняя школа. Среди её выпускников – Герой Советского Союза танкист Анатолий Иванович Шумилов (1915–2002). Закрыта в 1970-е гг. В 1972 г. здание школы перевезено в с. Спасское, где вскоре сгорело. Никольский храм разрушен в 1930-е гг.

Отчет о состоянии церковно-приходских школ и школ грамоты в Ярославской епархии за 1899 год. Ярославль, 1900. С. 126.

Отчет о состоянии церковно-приходских школ и школ грамоты в Ярославской епархии за 1901 год. Ярославль, 1902. С. 74.

Пухова Л. Юбилей школы // Ленинское знамя (Яросл. р-н). 1966. 28 октября.

Монастыри и храмы земли Ярославской. Ярославль ; Рыбинск, 2001. Т. 3. С. 249.

Крылов С. О чем помнят пестовские кедры // Золотое кольцо. 2008. 4 ноября. (Уединенный пошехонец ; вып. 183).

ГАЯО. Ф. 486. Оп. 1. Д. 162. Л. 17–18об.

Дата обновления: 11.07.19.

1895 год

День рождения актёра театра и кино, педагога, общественного деятеля, народного артиста СССР Григория Акинфовича Белова (1895−1965)

Родился 6 декабря 1895 г. в д. Вахонькино (ныне — Кадуйский р-н, Вологодская обл.). Отец ― сельский учитель, затем инспектор народных училищ Череповецкого уезда Вологодской губернии. 1907−1915 гг.― учился в Череповецком реальном училище. 1915 г. – поступил на экономическое отделение Петроградского политехнического института императора Петра Великого (ныне ― Санкт- Петербургский государственный политехнический университет). Одновременно ― в драматическую студию Александринского театра (руководитель Ю. М. Юрьев). Через год ― 1916 ― студенту пришлось стать солдатом Первой мировой войны. Он был призван в армию, служил рядовым в артиллерийских войсках на Юго-Западном фронте.

В первые дни Октябрьской революции Г. А. Белов возвратился в родной город и служил инспектором красноармейской самодеятельности в военном комиссариате, совмещал это с актерской профессией. Сценическую карьеру начал в 1917 г.

С 1917 по 1922 г. работал в Череповецком губернском показательном театре. С конца 1922 г. служил во многих театрах страны: театр Большой пролетарской мануфактуры в Твери (до осени 1924), по году в театрах Ярославля, Владикавказа, Махачкалы, Днепропетровска, Николаева, по два года ― в передвижном театре, обслуживающем промышленные центры Донбасса (1929–1931), Казанском городском драматическом театре (1931–1933). 1933–1940 гг. ― играл на сцене Архангельского областного драматического театра. Довоенный творческий путь актёра закончился работой в Ленинградском театре им. Ленинского комсомола.

В началом Великой Отечественной войны Г. А. Белов отправился на Карельский фронт, где работал в Государственном театре КФССР. Регулярно в составе труппы выезжал на фронт и в прифронтовую полосу.

С 1945 г. в течение 20-ти лет работал в труппе Волковского театра. Играл роли в пьесах А. М. Горького: Нила («Мещане»), Петра («Последние», 1936), Власа («Дачники», 1937), Черкуна («Варвары», 1939), Васьки Пепла, Сатина и Барона («На дне»), Сомова («Сомов и другие», 1953). Среди других ролей: Ромео («Ромео и Джульетта»), Гамлет, Отелло в пьесах У. Шекспира; Борис Годунов в трагедии «Царь Фёдор Иоаннович» А. К. Толстого (1956); Жадов и Крутицкий («Доходное место» и «На всякого мудреца довольно простоты» А. Н. Островского) и др. Создал ряд значительных образов в пьесах советских драматургов: Вершинин («Бронепоезд 14–69» Всеволода Иванова), Чапаев (одноимённая пьеса по повести Дмитрия Фурманова), Воропаев («Счастье» Павленко).

В конце 1940-х гг. началась его кинематографическая деятельность. Режиссёр А. П. Довженко (1894–1956) пригласил актёра на роль Мичурина в одноименном фильме. Другие роли актёра: композитор Римский-Корсаков («Римский-Корсаков», 1953), дипломат Чичерин («Москва–Генуя», 1964), врач Арсеньев в фильме «Сельский врач» (1952), где актер ярко показал интеллигентность старого доктора и его бережное отношение к людям. Эти качества были присущи и самому Григорию Акинфовичу Белову.

1945–1950 гг. ― вел занятия по культуре слова и выразительному чтению в Ярославском педагогическом институте им. К. Д. Ушинского (ныне ― Ярославский государственный педагогический университет имени К. Д. Ушинского).

Высокий профессиональный статус обязывал советского актера вести большую общественную работу. Г. А. Белов был членом президиума ВТО (Всероссийского театрального общества), членом комитета по Ленинским премиям в области литературы и искусства, избирался депутатом Ярославского Совета депутатов, депутатом Верховного Совета РСФСР.

Лауреат Государственной премии СССР (1949, 1951). 1936 — заслуженный артист РСФСР; 1949 — народный артист РСФСР; 1956 — народный артист СССР. Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне» (1945); орден Ленина (1950).

В 1995 г. мэрией Ярославля принято решение об увековечении памяти Г. А. Белова (на доме № 21 по Первомайской ул., в котором он жил, установлена мемориальная доска).

Умер 13 сентября 1965 г. в Ярославле, похоронен на Леонтьевском кладбище.

Литература

Театральная энциклопедия. М., 1961. Т. 1. С. 498–499.

БСЭ. 3-е изд. М., 1970. Т. 3. С. 119.

Ваняшова М. Г. С солнцем в крови // Мастера Волковской сцены / М. Ваняшова. Ярославль, 1975. С. 7–28.

Ваняшова М. Г. Русский интеллигент // Северный край. 1995. 19 декабря.

Театр помнит своих великих // Северный край. 1995. 20 декабря : фот.

Русский драматический театр : энциклопедия. М., 2001. С. 46.

Белов Григорий Акинфович // Кино-театр.ru 

Дата обновления: 06.07.20.

1896 год

Открылась в селе Брейтове Мологского уезда земская библиотека-читальня. Ныне - Брейтовская центральная библиотека

Началом организации бесплатных народных библиотек на территории Брейтовского района (ранее эта местность входила в состав Мологского уезда) явилось обращение Комитета грамотности Императорского вольного экономического общества, направленное в июле 1894 г. в Мологское уездное земское собрание. В нем говорилось, что "для ближайших земских собраний устройство библиотек представляется таким же капитальным вопросом, каким для земских собраний 60-х годов было устройство народных училищ". В ответ на это обращение Мологское уездное земское собрание приняло решение об устройстве четырех бесплатных библиотек-читален в крупнейших селах уезда: Боронишине, Брейтове, Веретее и Некоузе. Первая из таких библиотек открылась в с. Брейтове 6 декабря 1896 г. При библиотеке был создан попечительский Совет, состоявший из представителей самых разных сословий. Огромная роль в организации библиотеки в Брейтово принадлежала известному мологскому земскому деятелю Ивану Александровичу Ошанину, который стал первым председателем Совета. С 1929 г. Брейтовская библиотека получила статус районной, а с 1977 г. - центральной.

Очерк деятельности Мологского уездного земства по народному образованию (1865-1903 гг.) / сост. Г. И. Соколов ; под ред. А. А. Дидрикиль. Ярославль, 1905. С. 144.

Бакланова Г., Гусева Т. От рождения до столетия // Молога. Рыбинск, 1997. Вып. 3. С. 62-71.

Центральной библиотеке - 110 лет! // Слово о библиотеке : [газ. Брейтовской ЦБ]. 2006. Спец. вып. С. 1-10. [ЯОУНБ им. Н. А. Некрасова. Письменная справка 325Яр]

Дата обновления: 06.07.20.

1914 год

Вышел в прокат фильм "Стенька Разин", снятый на кинофабрике Г. И. Либкена в Ярославле

Один из первых российских художественных фильмов, "Стенька Разин", был снят на кинофабрике предпринимателя Григория Ивановича Либкена в Ярославле. Автор сценария - Борис Исаевич Мартов (?-1937), в качестве режиссеров отдельных частей фильма выступили сам Г. И. Либкен, Александр Аркадьевич Аркатов и Сигизмунд Веселовский, художника - Пётр Васильевич Мосягин (1880-1960). Съёмки шли в течение всего лета 1914 г. на волжском Верхнем острове. Специально для фильма были выстроены струги и челны, набрана многотысячная массовка, доставлены костюмы из частной оперы Зимина. Роли исполняли артисты-любители. Печатная программа фильма, хранящаяся в фондах ЯГИАХМЗ (№ ЯМЗ-40345/291) и Ярославского художественного музея, сохранила имена исполнителей ролей с указанием их социального происхождения. В эпизодической роли хана снялся сам владелец киностудии и продюсер. В ежедневной ярославской газете "Голос" 4 января 1915 г. появилось объявление о премьере фильма-драмы в 7-ми частях "Стенька Разин", которая состоялась в 6 и 7 января 1915 г. в электротеатре "Художественный" на ул. Борисоглебской, 9 (ныне - ул. Свердлова). Не последнюю роль в успехе ленты сыграла рекламная кампания: многокрасочные художественные плакаты и афиши, иллюстрированные буклеты.

Вишневский В. Художественные фильмы дореволюционной России : (фильмографическое описание). М., 1945. С. 48-49, 115. [Дата выхода - 5 дек. 1914 г.]

Гинзбург С. С. Кинематография дореволюционной России. М., 1963. Указ. имен, с. 393 (о Г. Либкене).

Надеждин Ю. Кто и где снимал "Стеньку Разина" // Северный рабочий. 1986. 4 декабря.

Ю. Н. Великий немой запел в Ярославле // Северный край. 1995. 7 сентября. [Премьерный показ фильма - сентябрь 1915 г.]

Шубкина Т. Великий немой против водочного короля : Незадолго до революции Ярославль был настоящим российским Голливудом немого кино // Юность. 2002. 20 февраля. С. 5.[Другой год - 1914]

Александрова М. В. Волшебные грезы на Власьевской // Городские новости. 2009. 30 декабря. С. 11.

Дата обновления: 06.07.20.

 
 

© Все права на материалы, опубликованные на сайте demetra.yar.ru, принадлежат ГАУК Ярославской области «Ярославская областная универсальная научная библиотека имени Н.А. Некрасова» и охраняются в соответствии с законодательством РФ.
Использование материалов, опубликованных на сайте demetra.yar.ru допускается только с письменного разрешения правообладателя и с обязательной прямой гиперссылкой на страницу, с которой материал заимствован. Гиперссылка должна размещаться непосредственно в тексте, воспроизводящем оригинальный материал demetra.yar.ru, до или после цитируемого блока.