События 19 июня в истории Ярославской области:

1868 год

Удовлетворено ходатайство правления Общества Московско-Ярославской железной дороги о продолжении строительства действовавшей с 1862 г. линии от Сергиева Посада до Ярославля - дата основания Северной железной дороги

29 мая 1859 г. был высочайше утвержден устав Общества Московско-Ярославской железной дороги. В уставе говорилось: "Для устройства сообщения от Москвы на Ярославль посредством паровозной тяги железной дороги через Сергиевский Посад учреждается общество под названием "Общество Московско-Ярославской железной дороги". Здесь же было указано, что капитал создаётся путём выпуска акций. В том же году (1859) Общество Московско-Ярославской железной дороги приступило к строительству линии от Москвы до Сергиева Посада; работы продолжались более трёх лет. В 1862 г. участок протяжённостью в 65,7 версты начал эксплуатироваться. В 1867 г. правление общества обратилось в правительство с просьбой о разрешении строительства продолжения дороги от Сергиева Посада до Ярославля и представило на рассмотрение новый устав. Правительство признало необходимость строительства и 7 июня 1868 г. выдало разрешение. Этот день считается датой основания Московско-Ярославско-Архангельской (ныне - Северной) железной дороги. Устав, представленный правлением общества, был изменён. Изменилось и направление дороги: она должна была пойти на Александров, а не на Переславль, как это предполагалось ранее. Длина участка от Троице-Сергиева Посада до Ярославля определялась в 196 верст, а вся протяженность дороги от Москвы до Ярославля составляла 262 версты. Капитал исчислялся в 12 миллионов рублей. Железная дорога была выстроена к 1 января 1870 г. 18 февраля 1870 г. состоялось официальное открытие сквозного железнодорожного движения от Москвы до Ярославля. За два года построили 200 верст путей. Дорога прошла по довольно пересеченной местности. Она строилась фундаментально. Почти через все встречавшиеся на пути реки: Серую, Нерль, Сару, Устье и др. - построили металлические мосты. Наиболее крупные её станции, такие как Александров, Ростов, Ярославль, получили по тому времени первоклассные каменные вокзалы. Соединив Москву с крупным губернским городом Ярославлем, дорога приобрела значение магистральной. Для получения прибыли необходимо было увеличить поток грузов. Чтобы привлечь купцов и промышленников Волги, владельцы дороги снизили тарифы на перевозки. Это привело к тому, что волжские торговцы предпочли везти свои товары не по Московско-Нижегородской, а по Московско-Ярославской дороге. В частности, это относилось ко всем хлебным грузам Поволжья. 24 июня 1870 г. акционерное общество получило разрешение на постройку узкоколейной линии от Ярославля (станция Урочь на левом берегу Волги) до Вологды, длиной 196 верст. Железная дорога соединила главнейший водный путь страны - Волгу с рекой Вологдой, входящей в состав Северо-Двинского бассейна, а также связала г. Вологду с районами Центральной России.  В 1870 г. было завершено строительства линии Рыбинск-Бологое Московско-Рыбинско-Виндавской железной дороги. Появилась возможность доставлять в Петербург хлеб, поступающий в Рыбинск с низовьев Поволжья. В 1874-1875 гг. был решён вопрос о сооружении железной дороги от Рыбинска на Ярославль. К началу 1890-х гг. большое значение приобрела внешняя торговля через Архангельский порт. Поэтому в мае 1894 г. представители правления общества Московско-Ярославской дороги обратились в Министерство финансов с ходатайством о предоставлении концессии на постройку и эксплуатацию железной дороги от Вологды на Архангельск. Вскоре общество получило концессию и было переименовано в общество Московско-Ярославско-Архангельской дороги. Торжественное открытие дороги состоялось 17 ноября 1897 г.; регулярное движение было открыто только в 1898 г. С 1 апреля 1900 г. Московско-Ярославско-Архангельская дорога перешла в казну. В начале XX в. большинство дорог северного и северо-восточного направления были объединены и с 1 января 1907 г. получили название "Северные железные дороги".

ЛИТЕРАТУРА

Босторина Л. Н., Вазин А. И., Новикова К. Ф. От Москвы до Заполярья. Ярославль, 1968. С. 14-16.

От Москвы до Заполярья : к 130-летию Северной железной дороги. Ярославль : Верхняя Волга, 1998. С. 13-14.

Летопись Северной магистрали: из века XIX в век XXI : [к 140-летию Северной железной дороги: книга-альбом / сост.: Л. М. Соловьева ; лит. ред.: Т.С. Злотникова ; рук. проекта: В. А. Билоха]. Ярославль, 2008. 543 с. : ил., карты.

Лебедев А. В. Становление и развитие Северной железной дороги во второй половине XIX – начале XX в. / под ред. Ю. Ю. Иерусалимского ; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова, Яросл. регион. отд-ние Рос. о-ва историков-архивистов. Ярославль, 2009. 250 с. + 1 эл. опт. диск (DVD-ROM).

История Северной железной дороги.

Дата обновления: 01.06.20.

 
 

© Все права на материалы, опубликованные на сайте demetra.yar.ru, принадлежат ГАУК Ярославской области «Ярославская областная универсальная научная библиотека имени Н.А. Некрасова» и охраняются в соответствии с законодательством РФ.
Использование материалов, опубликованных на сайте demetra.yar.ru допускается только с письменного разрешения правообладателя и с обязательной прямой гиперссылкой на страницу, с которой материал заимствован. Гиперссылка должна размещаться непосредственно в тексте, воспроизводящем оригинальный материал demetra.yar.ru, до или после цитируемого блока.