События 16 июня в истории Ярославской области:

1615 год

Основана преподобным старцем Дорофеем Югская пустынь во имя иконы Божией Матери Одигитрии (Югской) недалеко от Рыбинска, в месте слияния рек Белая Юга и Черная Юга.

Праздник Югской иконы Божией Матери считается днём основания Югской Дорофеевой пустыни. Согласно преданию, старец-схимонах Дорофей, в конце XVI - начале XVII в. подвизавшийся в Псково-Печерском монастыре, в 1615 г. возвращался с явленной ему иконой Одигитрии к себе на родину - в с. Нижне-Никульское, близ Мологи. Достигнув места слияния рек Белая Юга и Черная Юга, получил знамение от иконы, повелевшей основать здесь монастырь. Старец устроил на этом месте келью и часовню. Вскоре к нему начали приходить местные жители для поклонения чудотворному образу. После смерти Дорофея (1622) по благословению патриарха Филарета (в миру Фёдора Никитича Романова) на месте строений пустыни была возведена обитель. Не сохранилось документов, отражающих этот период её истории. Известно только, что первая деревянная церковь во славу иконы Божией Матери Одигитрии и придел к первоначальной церкви во имя святой великомученицы Параскевы Пятницы были построены на средства и трудом окрестных жителей. Пустынь получила название Югской Дорофеевой (Рыбинский уезд). В начале XVIII в. вместо деревянного храма возвели два каменных. Тогда же были построены каменные корпуса братских келий. В 1793 г. началось сооружение собора во имя Живоначальной Троицы (Троицкий или Свято-Троицкий собор; освящён в 1811 г.). Он представлял собой четырёхстолпное двусветное здание, завершённое пятью восьмигранными барабанами и по архитектурному облику близкое к собору Казанского монастыря Ярославля. Именно здесь под спудом покоились мощи основателя монастыря прп. Дорофея Югского. В XIX столетии хозяйство обители значительно разрослось. В 1817-1828 гг.  на средства помещицы Веселицкой возведена однопрестольная и однокупольная тёплая церковь Иконы Божией Матери Молченская (Молченская церковь), служившая храмом монастырской богадельни. Её формы повторила церковь Николая Чудотворца (Никольская), сооружённая в 1836-1842 гг. Они заменили соответственно северо-восточную и юго-восточную башни монастырской ограды.  В 1846 г. освящена каменная пятиглавая церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы (начало строительства - 1839 г.).  Поставленная на цокольном этаже и увенчанная пятью декоративными куполами она была тёплым храмом обители. В 1839–1857 гг. возведена четырёхъярусная колокольня. К середине XIX  в. эти постройки вместе с каменной оградой с башнями образовали единый архитектурный ансамбль в стиле классицизма. Вне обители располагались три каменные гостиницы для приезжих богомольцев, баня, амбары, конный двор, кузница, плотина для задержания при монастыре воды и монастырский сад. В начале XX в. Югская Дорофеева пустынь принадлежала к числу самых богатых и благоустроенных обителей епархии, сильнейших в России подвижнических центров. После Октябрьской революции монастырь был закрыт, а ценности изъяты. В 1920 г. здесь разместили детскую коммуну, в 1930-х гг. обитель передали под жильё Волгостроя. Большинство жилых и хозяйственных построек вне её периметра, а также земельные массивы окрест монастыря перешли во владение совхоза "Юга". Разрушен при затоплении Рыбинского водохранилища в апреле 1941 г.

Морев Ф. Югская Дорофеева общежительная пустынь. Ярославль, 1894. 207 с.

Корсаков Г. Югская пустынь // Молога : история и судьба древней русской земли. Рыбинск, 1999. Вып. 4. С. 65-71.

Дополнение к церковному календарю на 2002 год. Романов-Борисоглебск (Тутаев), 2002. С. 35, 46-47.

Буланин Д. М. Сказание о иконе Богоматери Одигитрии Югской // Словарь книжников и книжности Древней Руси / РАН, Ин-т рус. лит. (Пушкинский Дом). СПб,. 2004. Вып. 3 : (XVII в.), ч. 4. С. 579-581.

Дата обновления: 24.04.19.

1869 год

День рождения русского художника Сергея Арсеньевича Виноградова (1869−1938)

Родился 4 июня [по др. сведениям ― 1 (13) июля] 1869 г. в посаде Большие Соли Костромской губернии (ныне ― пос. Некрасовское Ярославской области) в семье сельского священника. Любовь к рисованию проявилась в раннем возрасте. Этому способствовало соседство родительского дома с мастерской известного иконописца Ивана Семеновича Баженова, в которой Сергей проводил много времени, наблюдая за работой. Окончил Костромскую гимназию. В 1880−1889 гг. учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у Е. С. Сорокина, В. Д. Поленова, В. Е. Маковского, И. М. Прянишникова. Окончил училище с большой серебряной медалью и званием классного художника. В 1889 г. занимался в Академии художеств в Санкт-Петербурге, но вскоре из-за болезни оставил учебу.

В конце 1880-х — начале 1890-х гг. служил преподавателем в Училище изящных искусств художника-архитектора А. О. Гунста (Москва). В 1890-е гг. жил на Украине, путешествовал по России: по Волге и Северу. С 1897 г. поселился в Москве. Работал в области книжной графики, оформлял книги в издательстве А. Д. Ступина. В 1897−1913 гг. преподавал в Строгановском художественно-промышленном училище.

1899−1903 гг. ― член Товарищества передвижных художественных выставок. Писал жанровые картины на темы провинциальной жизни, сельские пейзажи, портреты в реалистичной манере. Позже сделал попытку отойти от стиля передвижников, работы 1900-х гг. отличаются приёмами импрессионизма. Для его пейзажей характерны пленэрное восприятия натуры, свободная живописная манера, яркие, насыщенные цвета, светлый свежий колорит. В 1903 г. стал членом-учредителем Союза русских художников, был председателем комитета (1910−1924) и участником всех выставок этого союза. Принимал участие в выставках других творческих объединений, в том числе журнала «Мир искусства» в Санкт-Петербурге (1901−1903), Ярославского художественного общества (1905, 1907, 1909, 1915); в организованной Сергеем Павловичем Дягилевым выставке русского искусства в Париже (1906), а также зарубежных выставках начала XX в. в Дюссельдорфе, Париже, Берлине, Мюнхене, Венеции, Праге. В 1912 г. избран академиком, в 1916 г. ― действительным членом Академии художеств. В 1914−1917 гг. создавал открытки военной тематики; до 1917 г. вышло около 20 иллюстрированных и репродукционных цветных открыток.

В первые годы после революции участвовал в художественной жизни Москвы, в том числе в 7-й выставке АХРР «Революция, быт и труд» (1925). В 1923−1925 гг. возглавлял оргкомитет Выставки русского искусства в Нью-Йорке, целью которой было познакомить Америку с достижениями изобразительного творчества России. В СССР не вернулся.

Из США по приглашению художника Николая Петровича Богдано - ва-Бельского приехал в Ригу. С тех пор жил в Латвии, организовал там частную художественную школу и занимался живописью. Участвовал в рижских выставках Культурного фонда Латвии (1935, 1937) и группы «Эстетика» (1935, 1938), а также в выставках русского искусства в Копенгагене (1927), Праге (1928), Лондоне (1935) и Белграде (1936). Провел персональные выставки в Риге в 1925, 1935 и 1936 гг. Там же в 1929 г. вышел альбом акварелей и рисунков «Псково-Печорский монастырь». В 1930-е гг. публиковал в газете «Сегодня» воспоминания о художественной жизни дореволюционной Москвы. Умер 5 февраля 1938 г. в Риге, похоронен на Покровском кладбище.

Творчество художника представлено в Государственном Русском музее, Третьяковской галерее, ГМИИ им. А. С. Пушкина, Рижском художественном музее и других музеях бывшего СССР. В Ярославском художественном музее находятся две его живописные работы: «Портрет художника К. К. Первухина» (1893), этюд «В архангельском порту» (1902).

Литература

Ярославо-Ростовский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Живопись, миниатюра, рисунок, акварель, скульптура, прикладное искусство: каталог / сост.: Е. П. Юдина, В. П. Митрофанов. М., 1964. С. 55–56: ил. 169.

БСЭ. 3-е изд. М., 1971. Т. 5. С. 83. [Др. дата рожд. ― 1 (13) июля].

Станкевич Н. И. Сергей Виноградов. Л., 1971. 151 с.: ил.

Художники народов СССР. М., 1972. Т. 2. С. 279−280.

Чапкина М. Я. Художественная открытка: к столетию открытки в России: альбом. М., 1993. С. 290.

Северюхин Д. Я., Лейкинд О. Л. Художники русской эмиграции (1917−1941). СПб., 1994. С. 132−133.

Сергей Арсеньевич Виноградов (1869−1938) // Слово о земле Большесольской. Кострома, 1999. С. 56−58: фот., ил.

Лейкинд О. Л., Махров К. В., Северюхин Д. Я. Художники Русского Зарубежья, 1917−1939. СПб., 2000. С. 203−204.

Крупина С. Певец родного края // Золотое кольцо. 2003. 23 янв.: портр.

Кузора Л. Сергей Арсеньевич Виноградов // Артхив.

Дата обновления: 01.06.20.

1870 год

Пущены в эксплуатацию главные железнодорожные мастерские (ныне ― АО «РАСКАТ» (Рыбинские Асфальтовые Катки))

В 1870 г. с завершением строительства линии Рыбинск-Бологое Московско-Рыбинско-Виндавской железной дороги начали работать участковые железнодорожные мастерские, которые занимались текущим ремонтом паровозов и оборудования. В 1903 г. Рыбинским железнодорожным мастерским присвоен статус Главных железнодорожных мастерских Московско-Рыбинско-Виндавской железной дороги. В 1907 г. с введением в эксплуатацию вагонного цеха мастерские стали осуществлять полный ремонт паровозов и вагонов.

В 1928 г. они преобразованы в Рыбинский ремонтно-механический завод № 2 (при Северной железной дороге). В 1930 г. предприятие передано из Наркомата путей сообщения акционерному обществу «Трансстрой»; стало специализироваться на производстве сложной дорожной техники и переименовано в Рыбинский завод дорожных машин. Было полностью реорганизовано производство, созданы новые механические и линейные цеха, спецлаборатории, ФЗУ для подготовки рабочих кадров. Привлекались зарубежные специалисты. 1 мая 1931 г. на заводе выпущен первый в СССР моторный каток МКК весом 10 т. За ним последовали новые модели моторных катков (МК-3 и МК-5) весом от 7 до 12 т., легких моторных катков типа «тандем» весом 1,5 т. Одновременно разворачивался выпуск другой техники, необходимой для дорожного строительства: камнедробилок, навесных снегоочистителей, тракторных лопат, кусторезов и др. Машины, построенные в Рыбинске, работали на строительстве канала Москва-Волга, Кузнецкого металлургического комбината, аэродромов, автодорог.

В начале Великой Отечественной войны завод «Дормашина» перешёл в ведение Наркомата минометного вооружения. Его продукцией стали мины и фугасные авиабомбы. В 1945 г. возвратились к производству дорожный техники, необходимой для восстановления разрушенных дорог. Пущены в серийное производство моторный каток весом 5 т. марки Д-83 и снегоочиститель Д-45.

В 1950-е гг. приоритетным направлением стало производство машин вибрационного действия. Первым был легкий тротуарный каток ДМ-85 и последующие его модификации Д-338А, Д-484, Д-455. В начале 1960‑х гг. завод полностью специализировался на производстве уплотняющей техники. Производство снегоочистителей и другой непрофильной продукции было передано на другие предприятия. Создан единый сборочный цех с конвейерно-поточной линией сборки катков.

В первой половине 1970-х гг. произошло обновление продукции завода: перешли на выпуск машин с гидравлическим управлением. Проектирование и изготовление моделей Д-399 и Д-400 осуществлялись на основе унификации узлов: трансмиссии, коробки передач, вальцев, вилки, редуктора. Возросла технологичность сборки, ремонта и обслуживания машин.

В конце 1980-х–1990-е гг. в условиях рынка требовалось быстрое совершенствование дорожной техники с целью увеличения её конкурентноспособности. При проектировании и создании машин применялся модульный принцип ― свободная замена одного агрегата или узла без полного демонтажа других.

В 1991 г. завод получил название «РАСКАТ» (Рыбинские Асфальтовые Катки), с 1992 г. ― ЗАО. В 1995 г. завод выиграл конкурс в Федеральной дорожной службе России на разработку пяти наименований катков: ДУ‑96, ДУ-97, ДУ-98, ДУ-99, ДУ-100 и организовал их выпуск. В 1997 году рыбинские катки на рынке России составляли 45%, на рынке стран СНГ ― 74%.

В 2001–2002 гг. ЗАО «РАСКАТ» приступило к разработке первого отечественного образца уплотнителя твердых бытовых и промышленных отходов РЭМ-25. Серийное изготовление РЭМ-25 освоено в 2004 г.

С 2006 года ЗАО «РАСКАТ» входит в состав Независимой ассоциации машиностроителей (НАМС).

В 2008 г. ЗАО «РАСКАТ» преобразовано в акционерное общество (АО).

Рыбинское АО «РАСКАТ» ― старейшее и ведущее отечественное предприятие по разработке и производству уплотняющей дорожно-строительной техники; производит уплотнительную технику, массой от 1,5 до 25,0 т.: вибрационные тротуарные катки, вибрационные асфальтовые катки с гладкими вальцами, вибрационные асфальтовые комбинированные катки, вибрационные грунтовые катки, статические трехвальцовые и пневмоколесные катки, уплотнители полигонов твердых бытовых и промышленных отходов. Популярностью у потребителей пользуются катки современной серии RV, которые являются результатом инновационной деятельности предприятия.

Литература

Акционерное общество «РАСКАТ» : очерки истории / Н. И. Широканова [и др.]. Рыбинск, 1995. 453 с., [24] л. ил.

Антонова Е. Лидеру российской дорожной техники ― 130 лет // Рыбинские известия. 2000. 10 июня.

70 лет ― первому катку ЗАО «Раскат» // Литературная страница. Новые имена. 2001. С. 102–107.

Иноземцева А. Традиции качества // Аргументы и факты. 2008. 30 июля–5 августа. С. 4.

Лидер отрасли в России // Известия. 2008. 11 сентября. С. 2 : фот. цв. (Верхняя Волга : спец. вып.) ; Ярославские страницы. 2008. 17 сентября. С. 8.

Маслов В. На проверке каток нового поколения // Автомобильные дороги. 2009. № 5. С. 133–135 : фот.

Дата обновления: 01.06.20.

1880 год

День рождения ярославского художника и педагога Сергея Фёдоровича Шитова (1880-1942)

Родился 4 июня 1880 г. Из мещан. Окончил Ярославское реальное училище (1896). Был первым учеником Петра Александровича Романовского (1867-1914), поступившим после его изостудии в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где учился в 1896-1903 гг. у Н. А. Касаткина, А. Е. Архипова и В. А. Серова. После окончания МУЖВЗ, получив диплом неклассного художника живописи, вернулся в Ярославль. Работал учителем рисования в Ярославском городском училище (1903-1912), в Коммерческом училище (1903-1918). С 1904 г. начал педагогическую деятельность вместе со своим учителем в Городских классах рисования. В 1914 г. Шитов возглавил руководство Классами, став достойным продолжателем П. А. Романовского в деле развития художественного образования в Ярославле и Ярославском крае. Педагогическая деятельность оставалась основополагающей в творчестве художника до конца жизни. После реорганизации Классов рисования в 1918 г. в 1-ю городскую художественную изостудию, он оставался её руководителем и вёл преподавательскую работу вместе с И. П. Батюковым (1865-1934) до 1921 г. После революции Шитов, как многие ярославские художники, стал сотрудником Подотдела по делам музеев и охране памятников искусства и старины, созданном при губоно (отделе народного образования губисполкома), членом Рабиса. В мае 1919 г. ему был поручен отбор картин для создававшейся в те годы художественной галереи. С 1921 г. Шитов стал ведущим педагогом Ярославского художественно-педагогического техникума (затем – училища). Его произведения ярославцы регулярно могли видеть на выставках в городе. Сначала на ежегодных выставках в Ярославских городских классах рисования (с 1902 г.), с 1910 по 1923 год - Ярославского художественного общества, учредителем и членом которого он был. В 1925 г. вступил в Ярославский филиал Ассоциации художников революционной России (АХРР), но уже в 1926 г. добровольно вышел из его состава и оставался вне творческих объединений до вступления в Ярославскую организацию Союза советских художников в 1934 г. Уже в начале творческого пути современники отмечали несомненный талант С. Ф. Шитова и как рисовальщика, и как живописца. Он часто экспонировал на выставках пейзажные этюды, работы жанрового характера, но особенно выделялись на фоне произведений других авторов его портреты. В рецензии на выставку 1905 года И. Воронцов в газете "Северный край" называет молодого художника портретистом-психологом. В 1911 г. на 2-й выставке Ярославского художественного общества был отмечен портрет И. А. Лазарева (председателя общества), который в настоящее время хранится в собрании Ярославского художественного музея. Перед зрителем предстаёт интеллигентный и умудрённый жизнью человек. Кисть мастера легко и свободно передает портретное сходство, характерную позу сидящего и даёт возможность почувствовать сложность характера этого яркого деятеля. Портрет является лучшим произведением в сохранившемся наследии самого Шитова и одним из лучших в творчестве современников. В нём виден не только профессионализм автора, но и реалистические традиции школы В. А. Серова, которые художник стремился пронести через свой творческий путь. Наследие С. Ф. Шитова невелико. Кроме вышеупомянутого портрета в собрании ЯХМ хранится около десятка живописных этюдов - пейзажи, портреты. Несколько произведений находится в частных коллекциях. Большая часть живописных и графических работ автора не сохранилась. Они живы лишь в воспоминаниях современников и учеников, которые могли видеть персональную выставку в 1939 г. или бывать в доме художника.

Алёхина А. А. Талантливый художник // Северный рабочий. 1939. 5 июня.

Ярославский союз художников : [к 70-летию]. Ярославль, 2003. С. 316 : портр.

Голенкевич Н. П. Шитов С. Ф. : [биогр. справка] // Ярославский край с древнейших времен до начала XX века : [сайт].

Голенкевич Н. П. Шитов Сергей Федорович. // Яркипедия.

Дата обновления: 01.06.20.

1894 год

День рождения военачальника, Героя Советского Союза, маршала Фёдора Ивановича Толбухина (1894–1949)

Родился 4 июня (по другим сведениям ― 3 июня) 1894 г. в д. Андроники Романово-Борисоглебского уезда (ныне Ярославского района) в крестьянской семье.

В родном селе окончил церковно-приходскую школу, затем земскую школу в с. Давыдко - во (ныне Толбухино). После смерти отца взят на воспитание его братьями, петербургскими купцами. В 1912 г. окончил Петербургское коммерческое училище и работал бухгалтером в Санкт-Петербурге.

С началом Первой мировой войны призван в армию, слу - жил солдатом-мотоциклистом; окончил школу прапорщиков. Командовал ротой, батальоном на Юго-Западном фронте. Был награждён боевыми орденами св. Анны и св. Станислава. После Февральской революции 1917 г. ― секретарь и председатель полкового солдатского комитета. Закончил войну в чине штабс-капитана, в 1918 г. был демобилизован.

В августе 1918 г. добровольно вступил в Красную Армию. Служил военным руководителем Сандыревского и Шаготского волостных военных июнь июнь 68 69 комиссариатов в Ярославской губернии, затем воевал на Западном фронте помощником начальника и начальником штаба 56-й Московской стрелковой дивизии, начальником оперативного управления штаба войск Карельского фронта. В 1919 г. окончил школу штабной службы.

За инициативность и храбрость, проявленные в августе 1920 г. в боях против белополяков в районе д. Нуна под Варшавой, был награждён орденом Красного Знамени.

В 1921 г. участвовал в подавлении Кронштадтского восстания, затем в военных действиях против белофиннов в Карелии.

Окончил курсы усовершенствования высшего комсостава (1927, 1930), в 1934 г. ― Военную академию РККА имени М. В. Фрунзе. Занимал должности: начальник штаба стрелковой дивизии, с июня 1934 г. ― начальник штаба стрелкового корпуса. С сентября 1937 г. ― командир стрелковой дивизии на Украине. Июль 1938 ― август 1941 гг. ― начальник штаба Закавказского военного округа. В июне 1940 г., с введением генеральских званий в РККА, ему было присвоено воинское звание генерал-майор. Член ВКП(б) с 1938 г.

Во время Великой Отечественной войны ― начальник штаба Закавказского (23.08.1941–30.12.1941), Кавказского (30.12.1941–28.01.1942) и Крымского (28.01.1942–10.03.1942) фронтов, заместитель командующего войсками Сталинградского военного округа (май ― июль 1942 г.), командующий 57-й армией (27.07.1942–15.02.1943) и 68-й армией (15.02.1943–13.03.1943). С 13 марта 1943 г. командовал войсками Южного (с 20 октября 1943 г. ― 4-го Украинского фронта) и с 16 мая 1944 г. ― 3-го Украинского фронтов.

Фёдор Иванович возглавлял операции, осуществлённые (полностью или частично) Южным, 3-м и 4-м Украинскими фронтами, которыми он командовал: Донбасскую, Мелитопольскую, Никопольско-Криворожскую, Крымскую, Ясско-Кишинёвскую, Белградскую, Будапештскую, Балатонскую, Венскую.

Начинал воевать в звании генерал-майора (4.06.1940), закончил ― в звании Маршала Советского Союза (12.09.1944). Во время войны про - явил и способности дипломата, сумев склонить правительства Болгарии и Румынии объявить войну своему бывшему союзнику ― гитлеровской Германии. Лично вручил королю Румынии Михаю I орден «Победа» в июле 1945 г. При взятии Белграда, Софии, Вены и других европейских городов Ф. И. Толбухин старался обойтись без мощных авиационных и артиллерий - ских ударов, для минимизации разрушений городов и ущерба населению.

Участвовал во главе сводного полка 3-го Украинского фронта в Параде Победы в Москве 24 июня 1945 г.

После Победы, несмотря на тяжелую болезнь, продолжал службу в Советской Армии. С 15 июня 1945 г. ― главнокомандующий Юж - ной группой войск на территории Румынии и Болгарии, созданной для противодействия вероятным военным действиям Турции на Балканах (расформирована в феврале 1947 г.). С января 1947 г. ― командующий войсками Закавказского военного округа.

Депутат Верховного Совета СССР II созыва (1946–1949).

Умер 17 октября 1949 г. в Москве.

Его прах захоронен на Красной площади в Кремлёвской стене. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 мая 1965 г. Маршалу Советского Союза Толбухину Фёдору Ивановичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Помимо этого, награждён высшим военным орденом «Победа» (1945), двумя орденами Ленина (1944, 1945), тремя орденами Красного Знамени (1922, 1944 и др.), двумя орденами Суворова 1-й степени (1943, 1944), орденом Кутузова 1-й степени (1943), орденом Красной Звезды (1938), медалями. Кавалер многих иностранных орденов и медалей. Народный Герой Югославии (1945). Герой Народной Республики Болгарии (1979).

В 1960 г. в Москве на Самотечном бульваре установлен памятник Ф. И. Толбухину. В Москве на здании Военной академии имени М. В. Фрунзе ― мемориальная доска. Город Добрич в Болгарии в 1949–1990 гг. назывался Толбухин. Именем маршала были названы улицы многих городов СССР и других стран. С 1957 г. в Ярославле есть улица его имени, которая в 1972 г. стала проспектом. В 1972 г. на Юбилейной площади в Ярославле установлен памятник Ф. И. Толбухину. Бюст-памятник, демонтированный болгарскими властями в Софии в начале 1990-х гг., был установлен в г. Тутаеве Ярославской области. Там же, в Аллее героев, установлен памятный знак с именем маршала. В родной деревне Ф. И. Толбухина ― Андроники и у здания школы в с. Толбухино (до 1960 г. ― Давыдково) установлены памятники-бюсты полководцу. При школах обоих населенных пунктов были открыты музеи его имени, которые в 2004 г. были объединены в народный музей Маршала Советского Союза Ф. И. Толбухина при Толбухинской средней школе.

Кузнецов П. Г. Маршал Толбухин. М., 1966. 275 с. Полководцы и военачальники Великой Отечественной / сост. и науч. ред. А. Н. Киселев. М., 1979. С. 319–380: фот. (Жизнь замечат. людей: серия биогр.; вып. 2 (589)).

Корзун Л. Командующий войсками фронта // Герои огненных лет: (очерки о москвичах ― Героях Советского Союза). М., 1982. Кн. 5. С. 641–649: портр.

Герои огненных лет: очерки о Героях Советского Союза ― ярославцах. Ярославль, 1985. С. 378–384: портр.

Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. М., 1988. Т. 2. С. 590.

Светлишин Н. А. Маршал Советского Союза Фёдор Толбухин // Орден «Победа» ― полководцам: (о командующих фронтами в Великой Отечественной войне, награжденных высшим военным орденом СССР). М., 1988. С. 212–236.

Храпченков В. К. Солдат Отчизны в маршальских погонах. Ярославль, 2005. 383 с.: ил., портр., карты.

Конюшев К. В. Маршал и семь романовских генералов. Тутаев, 2005. С. 10–16: портр.

Попов В. Г. Герои земли Ярославской. Ярославль, 2012. Т. 5/6. С. 493–518.

Сухарев А. Я. Маршал Толбухин: «… Я служил России». М., 2014. 340 с.

Смыслов О. С. Маршал Толбухин. М., 2015. 351 с.: ил., портр. (Кавалеры ордена «Победа»). Большая Российская энциклопедия. М., 2016. Т. 32. С. 235: портр.

Герой Советского Союза Толбухин Фёдор Иванович // Герои страны.

Дата обновления: 01.06.20.

 
 

© Все права на материалы, опубликованные на сайте demetra.yar.ru, принадлежат ГАУК Ярославской области «Ярославская областная универсальная научная библиотека имени Н.А. Некрасова» и охраняются в соответствии с законодательством РФ.
Использование материалов, опубликованных на сайте demetra.yar.ru допускается только с письменного разрешения правообладателя и с обязательной прямой гиперссылкой на страницу, с которой материал заимствован. Гиперссылка должна размещаться непосредственно в тексте, воспроизводящем оригинальный материал demetra.yar.ru, до или после цитируемого блока.