События 13 мая в истории Ярославской области:

1838 год

Художники братья Григорий и Никанор Чернецовы начали путешествие по Волге из Рыбинска, в результате которого было создано уникальное живописное полотно – художественная панорама берегов Волги

Братья Чернецовы – Григорий Григорьевич (1802-1865) и Никанор Григорьевич (1805-1879) – были детьми мещанина-иконописца из костромского г. Лух (ныне – пос. в Ивановской области). Старший из них Григорий ещё в детстве отличался любовью и способностями к рисованию. Любопытно, что "путёвку в жизнь" ему дал известный писатель, художник и путешественник, основатель литературного журнала "Отечественные записки" Павел Петрович Свиньин (1787-1839), автор собственноручно иллюстрированного очерка "Рыбинск – богатейший внутренний порт России" ("Отечественные записки", 1824, ч. 28). Проезжая через Лух, он обратил внимание на талантливого юношу. Взяв его с собой в Санкт-Петербург, П. П. Свиньин рекомендовал молодое дарование Обществу поощрения художников. При поддержке этого общества Григорий Чернецов стал посещать классы Академии художеств в качестве "постороннего" ученика. Из Академии он был выпущен с большой золотой медалью. По стопам старшего брата последовал и Никанор, закончивший Академию одновременно с братом и тоже с золотой медалью (1827). В 1831 г. Григорий получил звание академика живописи, а в следующем 1832 г. этого звания удостоился и Никанор. За свою жизнь братья вместе и порознь изъездили Кавказ, Крым и Прибалтику, Египет, Палестину, Турцию, Италию. Зарисовывая на пути всё, что ни встречалось любопытного, они привезли из этих поездок огромное количество этюдов и эскизов, которые потом служили материалом для их многочисленных картин. Бывалые путешественники прониклись идеей проплыть от истока до устья по Волге и запечатлеть красоты и достопримечательности великой русской реки. Цель, которую они поставили, была грандиозной, предшественников в этом у них не было. Заручившись предписаниями «для беспрепятственного исполнения их предприятия» и обещанием материальной помощи от Общества поощрения художников, Чернецовы 1 мая 1838 г. прибыли в Рыбинск, где приобрели "лодку" – судно, могущее передвигаться при помощи вёсел и паруса. проплыли от Рыбинска почти до самой Астрахани. Недалеко от астраханской дельты попали в ледяные заторы, и плавание пришлось прекратить. Барка художников останавливалась вблизи городов и селений, и художники тщательно, в творческой манере, зарисовывали всё, что "достойно особого внимания". На зарисовке отмечали сведения, необходимые для дальнейшей работы, – название местности, день, когда исполнен рисунок, и даже погодные условия. Непременный атрибут – приписка "рисовано с натуры". Братьев сопровождал их ученик – крепостной художник Антон Иванович Иванов (1811–1868), выкупленный ими в 1840 г. Сохранилась его картина "Вид мастерской братьев Чернецовых на барке в путешествии их по Волге в 1838 году". В начале 1850-х гг. Чернецовы смогли продемонстрировать на Васильевском острове в Петербурге панораму "Волга, созданная академиками живописи Григорием и Никанором Чернецовыми, близкий портрет, снятый с натуры в очертаниях одной из важнейших и благодатнейших рек России". Панорама, или, точнее, циклорама, имела длину 700 м и высоту 2,5 м. Огромная картина, исполненная с высоким художественным мастерством, изображала все достопримечательности великой русской реки от Рыбинска до Астрахани. Панорама была закреплена на двух поставленных вертикально цилиндрах и расположена за окном помещения, оборудованного в виде каюты. При перематывании картины с одного цилиндра на другой и при соответствующем шумовом оформлении у зрителя возникало ощущение движения судна. Но частое перематывание картины пагубно сказалось на её сохранности, и к 1880-м годам от неё остались лишь обрывки. Преподнесённая авторами в дар Николаю I самая большая в истории картина хранилась в Эрмитаже, но в дальнейшем следы этого замечательного произведения затерялись. Некоторое представление о характере панорамы могут дать сохранившиеся видовые картины, а также акварели из трёх волжских альбомов Чернецовых, хранящиеся в отделе рисунков Государственного Русского музея. Другим результатом "художественного" путешествия была "Параллель берегов Волги" по семи губерниям, причём для каждой губернии были склеены по две полосы: одна – с рисунками правого, вторая – с рисунками левого берега. К каждой из семи параллелей был приложен краткий пояснительный текст. В 1851 г. Чернецовы представили параллель царю в надежде на материальное вознаграждение, в котором они очень нуждались. Но их расчёты не оправдались. Некоторое время судьба этого произведения была неизвестна, лишь в середине 1950-х гг. "Параллель" обнаружили в фондах ленинградской библиотеки им. М. Е. Салтыкова-Щедрина. В 1862 г. художники преподнесли Александру II старательно переписанный от руки и великолепно иллюстрированный (149 миниатюр) беловой экземпляр своих путевых записок. Александр II, как и Николай I, равнодушно отнёсся к трудам и нуждам художников и ограничился распоряжением передать рукопись в эрмитажную библиотеку, где она хранится и поныне. Отвергнутые и забытые Чернецовы умерли в нищете. Наши современники знают историю путешествия братьев по Волге и рисунки по иллюстрированному изданию их дневников (Г. Г. и Н. Г. Чернецовы. Путешествие по Волге. М., 1970). Там можно видеть панораму Рыбинска, Волгу, наполненную кораблями, бурлаков на берегу и рыбинский собор.

Смирнов Г. В. Григорий Григорьевич Чернецов (1802-1865), Никанор Григорьевич Чернецов (1805-1879) // Русское искусство : очерки о жизни и творчестве художников, первая половина девятнадцатого века. М., 1954. С. 545-570.

Памятные даты Рыбинского муниципального округа на 1998 год / авт.-сост. А. Б. Козлов. Рыбинск, 1998. С. 15.

Овсянников С. Первые изображения Рыбинска: панорама для императора // Рыбинская неделя. 2011. 13 июля.

Дата обновления: 30.01.19.

1932 год

День рождения рождения дирижера Юрия Михайловича Арановича (1932-2002), в 1957-1964 гг. руководившего симфоническим оркестром Ярославской филармонии

Родился 13 мая 1932 г. в Ленинграде. Окончил музыкальную школу при Ленинградской консерватории. Выпускник Ленинградской консерватории (1954) по классу дирижирования, где учился у Н. С. Рабиновича (1908-1972). На начинающего дирижера большое влияние оказал Натан Григорьевич Рахлин, которого он считал не только учителем, но и своим духовным наставником. После непродолжительной работы в Петрозаводске (оркестр Карело-Финского радио) и Саратове (дирижер симфонического оркестра филармонии) Ю. М. Аранович возглавил симфонический оркестр филармонии в Ярославле. Главным дирижером и художественным руководителем Ярославского симфонического оркестра он работал до 1964 года и показал много интересных программ, в частности, осуществил циклы всех симфоний Л. Бетховена и П. Чайковского. Оркестр постоянно исполнял здесь произведения советской музыки, особенно часто обращаясь к творчеству А. Хачатуряна и Т. Хренникова. Эта художественная направленность характерна для Ю. М. Арановича и в дальнейшем, после того как он становится художественным руководителем и главным дирижером симфонического оркестра Всесоюзного радио и телевидения. Главными качествами Ю. М. Арановича, помимо таланта и профессионализма, были высокая работоспособность, обеспечивавшая железную дисциплину в оркестре, и неукротимое стремление к самоутверждению. В Советском Союзе был "невыездным" (единственный раз гастролировал в ГДР в 1966 г.), имя дирижера замалчивалось в прессе. 2 марта 1972 г. последовала репатриация в Израиль. Поселился в Иерусалиме; в январе 1973 г. с успехом выступил с Израильским филармоническим оркестром, некоторое время был вторым дирижером Иерусалимского симфонического оркестра радио и телевидения. В 1975 г. он стал главным дирижером и художественным руководителем Гюрцених-оркестра в Кельне, пробыв в этой должности до 1986 г., а в 1982-1987 гг. - главным дирижером Королевского симфонического оркестра Стокгольмской филармонии (был избран пожизненным членом этого оркестра). Как приглашенный дирижер он выступал с ведущими оркестрами Парижа, Вены и Лондона, участвовал в двух турне Королевского филармонического оркестра по США, появлялся за пультом оркестра Нью-Йоркской филармонии. Оперная карьера дирижера, которая была ограничена в Москве открытыми концертами в Колонном зале и записями на радио (впоследствии уничтоженными), после успешного дебюта в Кельне (1973 год - «Отелло» Верди) и в Лондоне (1974 год - «Борис Годунов») широко развернулась на Западе. Он дирижировал в крупнейших театрах Англии, Германии, Италии, США, Швеции, на оперных фестивалях в Вероне и Савонлинне, выступал в содружестве с лучшими режиссерами и певцами. Среди русских опер, звучавших под управлением Ю. М. Арановича, были «Евгений Онегин», (1977, Мюнхен; 1983, Турин; 1985, Стокгольм), «Золотой петушок» (1982, Рим), «Орлеанская дева» (1986, Стокгольм), «Иоланта» (1980, Турин), «Алеко» (1980, Турин). Ю. М. Аранович - почетный член Шведской королевской академии (1984), рыцарь ордена Полярная звезда (1987). Премии Пуччини он был удостоен за постановки на итальянских сценах опер композитора. В последние годы жизни успешно занимался педагогической работой, проводя международные дирижерские мастер-классы в ряде европейских музыкальных академий, в том числе в рамках фестиваля «Рива дель Гарда» и «Академии Чигиана» в Сиене (Италия). Ему довелось также быть художественным руководителем грандиозного оперного фестиваля «Arena di Verona». Дирижерское искусство Ю. М. Арановича отличалось экспрессивностью, мастерством в построении драматических кульминаций. Яркий представитель романтизма в музыкальном исполнительстве второй половины XX в. Среди его интерпретаций наиболее значительны произведения русской классики - П. Чайковского, М. Мусоргского, А. Скрябина, С. Рахманинова, С. Прокофьева, Д. Шостаковича - и европейских композиторов-романтиков. Скончался 31 октября 2002 г. в Кёльне (Германия), похоронен в Иерусалиме (Израиль).

Яковенко С. Б. Жизнь, разорванная пополам // Музыкальная академия. 2004. № 1. С. 138-146.

Соколова Т. И. Ярославский период дирижера Юрия Арановича // Роль творческой личности в развитии культуры провинциального города : четвертые

Алмазовские чтения : материалы междунар. науч. конф.]. Ярославль, 2006. С. 545-553.

Россия помнит... : сб. воспоминаний о дирижере Ю. М. Арановиче / [сост. и авт. вступ. ст. Т. И. Соколова]. Ярославль, 2007. 130 с. : фот., факс., [12] с. фот. Библиогр.: с. 128.

Кузнецова С. Неоконченный портрет маэстро Арановича // Музыка и время. 2008. № 10 (октябрь). С. 22-27.

Копылова И. Улица чествовала своего дирижёра // Северный край. 2011. 2 ноября.

Копылова И. О музыке и о дружбе, о славе и о жизни // Северный край. 2012. 3 октября.

Дата обновления: 19.03.20.

1938 год

День рождения ярославского художника и педагога Виктора Назаровича Решитова

Родился 13 мая 1938 г. в казачьей станице Отрадная Краснодарского края. Затем семья переехала в г. Грозный. Оставшись в 14 лет без родителей (отец погиб на фронте, мать умерла после тяжёлой болезни), В. Н. Решитов вынужден был пойти в ремесленное училище. Освоив профессию слесаря по сборке стальных конструкций, получил направление в Башкирию на строительство нефтепровода. Однако стремление к искусству взяло своё. В 1968 г. окончил Ярославское художественное училище, преподавал в нем в 1988-1996 гг. Много экспериментировал в живописи и графике. Увлекался резцовой гравюрой на меди. В поисках формообразования "переболел" всеми видами авангарда, импрессионизмом. Член Союза художников России (1980). Участник областных, региональных, республиканских, всесоюзных и зарубежных выставок. Произведения находятся в музейных собраниях Ярославля и области, во многих российских и зарубежных частных коллекциях.

Гравюры Виктора Решетова // Северный рабочий. 1982. 23 декабря.

[Виктор Назарович Решитов : биогр. справка] // Северный край. 1998. 13 мая.

Ярославский союз художников : [к 70-летию]. Ярославль, 2003. С. 296.

Виктор Решитов: живопись, графика : [буклет]. [Ярославль, 2004?]. 1 разв. л.            

Ханукаева В. "Я кисть в руках держу, чтоб не искать слова..." // Северный край. 2004. 24 сентября.

Дата обновления: 19.03.20.

 
 

© Все права на материалы, опубликованные на сайте demetra.yar.ru, принадлежат ГАУК Ярославской области «Ярославская областная универсальная научная библиотека имени Н.А. Некрасова» и охраняются в соответствии с законодательством РФ.
Использование материалов, опубликованных на сайте demetra.yar.ru допускается только с письменного разрешения правообладателя и с обязательной прямой гиперссылкой на страницу, с которой материал заимствован. Гиперссылка должна размещаться непосредственно в тексте, воспроизводящем оригинальный материал demetra.yar.ru, до или после цитируемого блока.