Родился 19 ноября 1872 года в селе Веретея Мологского уезда. "Человек незаурядного дарования, Александр Геннадьевич с детства проявил способности к науке, к искусству и, несомненно, был способен к обучению в гимназии. Но, будучи сыном лица духовного сословия, так же, как и отец, мог получить только духовное образование. В возрасте 8 лет он был отправлен на обучение в Мологу, в городское училище, затем – в Ярославское духовное училище, семинарию «бурсу». Там он проявил интерес к «запретным» естественным наукам и проявил незаурядный талант рисовальщика. Согласно уставу 1884 года выпускники духовных училищ могли получать высшее образование только в духовных учебных заведениях. Вот почему, мечтая учиться в Академии художеств или в Томском университете, он продолжил образование в Санкт-Петербургской духовной академии (1892–1896). По окончании академии Александр Геннадьевич принял решение об отказе от карьеры духовного лица и всю дальнейшую жизнь посвятил педагогической деятельности в светских учебных заведениях. Сначала он преподавал географию в училище при «Обществе содействия реальному и профессиональному образованию», а затем работал в должности преподавателя истории и русского языка Либавского коммерческого училища (г. Либава, ныне – Лиепая). В 1902–1919 г. активная и многогранная педагогическая деятельность Александра Геннадьевича продолжалась в г.Санкт-Петербурге, где он работал в должности инспектора, а затем – директора Алексеевской торговой школы и являлся помощником главного редактора журнала «Правительственный вестник», а также преподавал в частной женской гимназии Стоюниной (директором которой была супруга известного педагога В.Я. Стоюнина). Сотрудничал он и в географическом журнале «Природа и люди». За большие заслуги получил дворянское звание действительного статского советника. Сложилась крепкая большая семья – жена Елизавета Георгиевна и шестеро детей. Воспитание и образование детей было организовано сообразно идеалам дворянской модели – получению гимназического образования и обеспечению высокоинтеллектуальной и творческой атмосферы семейного воспитания... 1918 год. В Петрограде страшный голод, разруха, болезни. Старшая дочь, Ольга, скоропостижно умирает от дифтерита. Александр Геннадьевич участвует в организации летней детской загородной «колонии», куда и отправляет Нину, Веру и Валентину (пос. Замостье Ленинградской обл.). Впоследствии летняя «колония» была преобразована в детский дом для беспризорных детей, а при нем открыта школа (позднее базой стал г. Павловск под Ленинградом). В 1918–1935 гг. Александр Геннадьевич преподавал на рабфаке при Ленинградском университете, работал в Ленинградском горнаробразе, был широко известен в кругах ленинградской педагогической интеллигенции. Александр Геннадьевич оставил яркие и интересные воспоминания о своей жизни и педагогической деятельности. Он был одарен и как художник, и все свои уроки иллюстрировал прекрасными рисунками и копиями картин известных мастеров, изготовленными собственноручно. Последние годы жизни (1941–1945) он провел в эвакуации в деревне Ваулово Ярославской области". (Матвеева К. П. Преественность трудолюбия, ответственности и любви из века в век//Педагогические династии (избранные очерки), Екатеринбург 2011). Умер в Свердловске 22 июля 1945.(По материалам Петра Савченко). Жена Ширяева (Иванова) Елизавета Георгиевна (1877 - 1945). "была дочерью петербургского столяра-краснодеревщика. В условиях демократических реформ того времени она смогла получить хорошее гимназическое образование, а затем – обучалась на Высших женских курсах. Елизавета Георгиевна отличалась широкой образованностью, высокой культурой, начитанностью и глубокими знаниями в области педагогики. После замужества она всю жизнь посвятила своей семье: родила и воспитала шестерых детей. Елизавета Георгиевна на практике осуществляла идеалы дворянской модели семейного воспитания в укладе, традициях, обычаях, приоритетах своей семьи. При высоких требованиях, которые предъявлялись к детям (и к поведению, и к учебе), в семье царила атмосфера интеллектуальных интересов, чтения вслух и т.п. Сложились традиции домашних концертов, инсценировок, праздничных игр и развлечений; систематически выпускалась семейная газета «Добродушная оса». В семье была собрана огромная библиотека, содержавшая шедевры мировой литературы – от произведений Шекспира до великолепной подборки произведений русских классиков. Елизавету Георгиевну с полным правом можно назвать педагогом–специалистом в области семейного воспитания.

Матвеева К. П. Преественность трудолюбия, ответственности и любви из века в век//Педагогические династии (избранные очерки), Екатеринбург 2011.

 
 

© Все права на материалы, опубликованные на сайте demetra.yar.ru, принадлежат ГАУК Ярославской области «Ярославская областная универсальная научная библиотека имени Н.А. Некрасова» и охраняются в соответствии с законодательством РФ.
Использование материалов, опубликованных на сайте demetra.yar.ru допускается только с письменного разрешения правообладателя и с обязательной прямой гиперссылкой на страницу, с которой материал заимствован. Гиперссылка должна размещаться непосредственно в тексте, воспроизводящем оригинальный материал demetra.yar.ru, до или после цитируемого блока.