Храм сооружен в 1620-1622 гг. на средства ярославского купца, «государевой сотни гостя» Епифания Андреевича Светешникова, который пользовался большим влиянием и уважением в городе и не случайно был прозван Надеей – «надеждой». Никольская церковь является первым каменным храмом на ярославском посаде, который положил начало большой семье замечательных каменных шедевров города. До ее строительства в городе выделять средства на возведение каменных построек могли только государственная казна и крупные монастыри.

Во время строительства храма, как рассказывает предание, к берегу Волги прибило икону святого Николы. Это сочли божественным предзнаменованием, и главный престол новой церкви освятили не в честь Благовещения, как предыдущий деревянный храм, стоявший на этом месте, а святого Николая. На Руси с древности существовал обычай ветхие образа не уничтожать, а пускать плыть по воде, по воле Божией. Возможно, одна из таких икон и пристала к берегу у Ярославля.

Никольских храмов строили много и, чтобы отличать их друг от друга, давали им дополнительные названия. Церковь, построенную Светешниковым, прозвали Надеинской.

Церковь сохранилась до настоящего времени с поздними частичными переделками: была заложена открытая галерея, надстроена шатровая колокольня, уцелела лишь центральная глава мощного пятиглавия.

Церковь представляет собой квадратное в плане помещение, четырехстолпный храм на высоком подклете. С трех сторон этот основной объем окружен просторными двухъярусными галереями-папертями. Южная переходит в придел Александра Свирского, а северная – в Благовещенский придел. Основной объем завершается четырехскатной металлической кровлей, над которой на массивном барабане возвышается одна глава. Над северо-западным углом всего сооружения высится шатровая колокольня.

В 1640-е годы церковь расписана фресками артелью, состоявшей из двадцати костромских, московских, ярославских и нижегородских мастеров. Во главе этого большого коллектива стояли костромич Любим Агеев, нижегородец Иван Лазарев Муравей и ярославец Степан Ефимиев Дьяконов. Многие декоративно-отделочные элементы фасада церкви заимствованы из арсенала московских зодчих, например, «катушечный» межэтажный пояс.

В середине XVIII в. для надеинской церкви соорудили новый золоченый деревянный иконостас великолепной резьбы и написали иконы. По легенде, автором иконостаса был основатель русского национального театра Федор Волков, живший в приходе надеинского храма, а в работе ему помогали товарищи, соратники по ремеслу. Достоверно известно имя одного из них, автора иконы «Вознесение Богоматери»: над иконой работал Дамиан Галик, один из участников волковской труппы.

В 1872-1873 гг. стенопись была поновлена артелью художников из Палеха. Иными словами, первоначальная стенопись оказалась закрытой плотным слоем новых произведений живописи, хотя и весьма близких по рисунку к оригиналу. В 1930 и 1956 годах при проведении реставрационно-профилактических работ удалось раскрыть несколько первоначальных композиций.

Церковь была закрыта в феврале 1930 г., позже передана краеведческому музею. Ее основной объем использовался «под фондохранилище и под временные и передвижные выставки, а в 1938 году здесь был открыт музей Ф. Г. Волкова». В советский период в подклете храма располагался склад.

В 1940-1989 гг. в церкви хранились мощи благоверных князей Федора Смоленского и чад его Давида и Константина, Ярославских чудотворцев. В 1989 г. святые мощи переданы Русской православной церкви и перенесены в Федоровский кафедральный собор. С 1959 г., когда был образован Ярославский историко-архитектурный музей-заповедник, Николо-Надеинская церковь находится в его ведении.

За прошедшие годы в храме периодически проводились реставрационные работы: поставлена новая черепичная глава над центральным объемом (ее шлемовидная форма разработана архитектором Л. Д. Лапкиной), под руководством В. Г. Брюсовой осуществлялись чистка и укрепление резьбы иконостаса и икон, фресковой живописи с пробным раскрытием авторского слоя на некоторых композициях. Тем не менее, этому первому каменному храму на ярославском посаде, сыгравшему значительную роль в развитии местной художественной школы, не возвращен первоначальный облик.

Источники:

Монастыри и храмы земли Ярославской [Текст] : краткая иллюстрированная энциклопедия : [в 3 томах] / [авт.-сост.: М. Шиманская, С. Метелица]. - Ярославль ; Рыбинск : Рыбинский Дом печати, 2001. - Т. 3 : Ярославль. Рыбинск. Молога. Углич. - С. 113-115 : фот. цв.

Рутман, Т. А. Храмы и святыни Ярославля [Текст] : история и современность / Т. А. Рутман. - 2-е изд., перераб. и доп. - Ярославль : Изд. Александр Рутман, 2008. - С. 122-128 : фот.

Ярославль [Текст] : путеводитель / А. В. Аносовская [и др.] ; под ред. А. В. Федорчука ; [фото: Бахтин Д. П., Калачев С. Б. ; отв. за вып. Крохмаль Г. В.]. - [2-е изд., перераб. и доп.]. - Ярославль : Акад. развития, 2005. - С. 39-41 : фот. цв.

Ярославль [Текст] : путеводитель / под ред. М. Г. Мейеровича ; [текст Евгения Арапова ; фот. Ирины Стин и Анатолия Фирсова ; худож. Анес Закиров]. - Москва : Советская Россия, 1976. - С. 53-60 : ил. цв., фот. цв.

Ярославль [Текст] : путеводитель : [прогулки по городу, история, архитектура, храмы, монастыри, памятники, музеи, гостиницы, рестораны, карты, схемы, полезная информация] / [текст А. В. Федорчука ; фото М. Бороздинского и др.]. - Ярославль : Академия 76, 2013. - С. 45-47 : фот. цв.

Рекомендуемая литература:

Александрова, М. Старинных улиц имена [Текст] / Мария Александрова // Городские новости. - 2011. - N 95 (23 ноября). - С. 14 : ил.

Брюсова, В. Г. Стенопись церкви Николы Надеина [Текст] / В. Г. Брюсова // Архитектурно-художественное наследие Ярославля : материалы по изучению и реставрации памятников архитектуры и живописи Ярославской области : сборник статей сотрудников Ярославской реставрационной мастерской. - Ярославль : Ремдер, 2010. - С. 96-123 : фот.

Васильева, М. Чудесные фрески [Текст] / Марина Васильева // Известия. - 2009. - N 102 (11-14 июня). - С. 7 : фот.

Мясникова, В. В. Иконографические и стилистические особенности житийных циклов святителя Николая в росписи ярославских храмов XVII века (церковь Николы Надеина и церковь Николы Мокрого) [Текст] / В. В. Мясникова // Почитание святителя Николая Чудотворца и его отражение в фольклоре, письменности и искусстве. - Москва : М.Сканарус, 2007. - С. 157-159. - Библиогр. в примеч. конце ст.

Недорезов, Б. Храм Николы Надеина и его приход [Текст] / Недорезов Б. // Городские новости. - 2000. - 13-19 сентября. - С. 4 : фот.

Памятники архитектуры XVII в. Храм Николы Надеина [Текст] / Яросл. ист.-архитектур. музей-заповедник ; сост. А. Тян ; худож. Г. Никитин. - Ярославль : [б. и.], 1987. - 1 разв. л. (в 6 слож.) : ил.

Полознев, Д. Ф. Символ защиты и победы [Текст] / Дмитрий Полознев // Ярославский регион. - 2009. - N 12 (23 декабря). - С. 7.

Федорычева, Е. А. Образ святого Николая чудотворца в системе росписи церкви Николы Надеина в Ярославле [Текст] / Е. А. Федорычева // Краеведческие записки / Яросл. гос. ист.-архитектур. и художеств. музей-заповедник. - Ярославль : Ремдер, 2005. - Вып. 8: Материалы 8 и 9 Тихомировских чтений. - С. 441-446. - Библиогр. в конце ст.

Федорычева, Е. А. Церковь Николы Надеина в Ярославле [Текст] / Е. А. Федорычева; ред. Л. В. Нерсесян ; фот. С. В. Обух ; Гос. ин-т искусствознания. - Москва : Сев. паломник, 2003. - 104 с. : ил. - (Памятники художественной культуры Древней Руси). - Библиогр. в примеч.: с. 84-87. - На обл. авт. не указан.

Шивина, Е. И. Новые факты из истории церкви Николы Надеина в Ярославле [Текст] / Е. И. Шивина // Путь в науку / Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова; ред. В. М. Марасанова [и др.]. - Ярославль : ЯрГУ, 2009. - Вып. 13. - С. 62-65.

 
 

© Все права на материалы, опубликованные на сайте demetra.yar.ru, принадлежат ГАУК Ярославской области «Ярославская областная универсальная научная библиотека имени Н.А. Некрасова» и охраняются в соответствии с законодательством РФ.
Использование материалов, опубликованных на сайте demetra.yar.ru допускается только с письменного разрешения правообладателя и с обязательной прямой гиперссылкой на страницу, с которой материал заимствован. Гиперссылка должна размещаться непосредственно в тексте, воспроизводящем оригинальный материал demetra.yar.ru, до или после цитируемого блока.